Мальчик с пальчик на миллион

Животные, божества, персонажи легенд и фольклора, люди, предметы… Это и многое другое выполнено из дерева по старинным технологиям. Чтобы оценить красоту миниатюрных резных фигурок, виртуозность профессионалов, эксперты рекомендуют приходить в музей с… лупой.

Совет действительно на миллион: отдельные работы настолько крошечные, что разглядеть все их секреты сложно. А вот под увеличительным
стеклом – можно!

Вместо Интернета, газет и комиксов

Первые нэцкэ в Стране восходящего солнца появились в период Эдо (1603–1868 годы) – золотое время для развития японского искусства, литературы и поэзии. Поначалу они служили вспомогательным средством для крепления ключей, кошелька, лечебных снадобий, косметики к поясу кимоно: всё держалось надежнее и удобнее, чем если бы предметы просто привязывали к шнуру. А еще они играли свою роль в украшении одежды.

Со временем простые нэцкэ превратились в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, объекты коллекционирования. Мастера делали фигурки из различных материалов, в том числе очень дорогих, – рогов животных, полудрагоценных и драгоценных камней, дерева, слоновой кости.

Тематика нэцкэ безгранична и связана с мировоззрением народа, его преданиями, легендами. Из мифологических персонажей часто изображают покровительницу веселья, новогодних торжеств богиню Удзумэ.

Для каждого находился материал по карману и рисунок по душе. Например, азартные игроки носили нэцкэ со змеей или черепом, что должно было принести им удачу, любители театра – с изображением масок. У самураев были свои фигурки, которые стали атрибутом их стиля. Сумоисты предпочитали великаны-нэцкэ, до 10–12 сантиметров, а гейши, напротив, совсем крохотные.

Фото Тахира САСЫКОВА

На протяжении долгого времени нэцкэ были чем-то вроде культурных и религиозных хроник из жизни страны – вместо газет, Интернета и комиксов. Мода на них охватила все слои населения. Школы мастеров по изготовлению резных фигурок открывались по всей Японии, у каждой сложился свой неповторимый почерк.

Более 5 тысяч коллекционеров по всему миру

Организаторы этого события – Japan Foundation, посольство Японии в РК, частный фонд Досыма Сатпаева, Общество казахстанско-японской дружбы, Казахстанско-японский центр развития человеческих ресурсов и Казахстанско-японская ассоциация Шелкового пути. Из Токио на открытие прибыла группа “Дэнся”, заворожившая гостей игрой на национальных инструментах – барабанах вадайко, флейте синобуэ, инструменте цугару-дзямисэн.

– Выставка постоянно курсирует по разным странам мира, и нам очень повезло пригласить ее в Казахстан, – говорит куратор и организатор проекта, большой поклонник японской культуры Досым САТПАЕВ. – В Алматы она продлится до 24 марта, после отправится в Манилу (Филиппины). Ее особенность в том, что японские мастера по дереву делают нэцкэ по старым технологиям, при этом вносят собственные элементы. Это фестиваль разных художников. Многие японцы, особенно молодежь, уже не знают про нэцкэ. Поэтому этот пласт культуры нужно сохранять. В моей домашней коллекции две старинные костяные миниатюры. Купил на антикварном рынке в Париже. Музей попросил их предоставить на время выставки. Знаю и других любителей. Еще видел работы мастера из Астаны.

Фото Тахира САСЫКОВА

Сегодня в разных странах мира живут около 5 тысяч коллекционеров данного вида искусства. Они собирают не только старинные, но и современные нэцкэ. При этом цена японских, созданных в наши дни, тоже немалая. Например, одна из прибывших в Алматы работ оценивается в миллион тенге.

Цена на редкие старинные миниатюры на мировом рынке доходит до нескольких сотен тысяч долларов. Например, нэцкэ мастера Отомана (XIX век), изображающее борьбу воина Ватанабэ-но Цуна и демона Расёмона стоило 185 тысяч долларов. Самое дорогое в мире нэцкэ “Кирин” оценивается в миллион долларов!

До 60 слоев лака

Посетители смогли не только оценить художественный вкус мастеров, но и тактильную прелесть отдельных работ. Процесс изготовления произведений весьма сложен, рассказали организаторы. Часто мастера тратили год, а то и больше на создание одного предмета. Братья Гонкур приводят очень интересный случай в своих воспоминаниях: один парижанин, посетивший Японию в 1870-х годах, хотел купить у мастера маленькую скульптуру, казавшуюся ему завершенной. Но автор сказал, что нэцкэ требует еще долгой работы – на протяжении нескольких месяцев.

Фото Тахира САСЫКОВА

Законченный экземпляр тщательно полируется, протирается соком особых плодов, что придает ему мягкий блеск. Затем покрывается прозрачным лаком в несколько слоев. Каждый слой, а их количество порой доходит до 60, высыхает сутки. Так что только процесс лакирования занимал долгие месяцы. Следом нэцкэ полировали порошком угля, протирали льняным маслом, и последний шаг – наведение глянца шелком. Ювелирная работа! Неудивительно, что на ощупь фигурки такие приятные, что их не хочется выпускать из рук.

АЛМАТЫ