Любое путешествие наполняет человека, а совершенное в одиночку – дает нечто большее, мудрость. А 27-летний Магжан Сагимбаев предпочитает именно сольные поездки.
Свое первое путешествие он проделал автостопом. После этого интерес к странствиям только возрос – возникло желание еще посетить Европу, Южную Америку, Юго-Восточную Азию… Чтобы воплотить задуманное, алматинец начал готовить свой организм к будущим нагрузкам. На это ушло полгода:
– Всю жизнь занимался спортом, играл в футбол, ездил на велосипедах. Мне нравится чувствовать свое тело, напрягать его. Зимой бегал в горы, в тренажерный зал ходил, ближе к весне пересел на велосипед.
Магжан вспоминает, что, заинтересовавшись путешествиями, стал смотреть фильмы на эту тему, особенно на него повлияли три картины: “В диких условиях”, “Че Гевара: Дневники мотоциклиста” и “Солнце ацтеков”. Еще стал знакомиться с иностранцами, которые приезжали в Алматы.
– Я общался с ними, водил в горы, чтобы совершенствовать свой язык. В английском языке есть слово "share", что означает делиться, так вот французы, которые приехали на велосипедах в Алматы, поделились своим вдохновением, я тоже этим “заболел” и поехал!
Парень решил побывать как минимум на трех континентах и проехать 28 тысяч километров:
– У меня был четкий маршрут, но его пришлось по ходу корректировать, например, после Ирана я думал посетить Курдистан. Но боевики захватили город недалеко от турецкой границы, и в целях безопасности я отказался. Поехал в Азербайджан, как раз на Кавказе был везде, кроме этой страны.
С собой у казахстанца было на 27 килограммов личных вещей и снаряжения, этим он и обходился в течение года:
– Отношусь к той части людей, которым много не надо, – у меня были спальник, палатка, примус. Встречал путешественника, который возил с собой гамак весом в 3 килограмма. За время, что мы ездили по Китаю, он ни разу его не достал… А так как мне необходимо было проезжать по 100–150 километров в день, не хотелось перегружать велосипед – ведь усилий тратится больше. Сначала у меня был очень большой спальный мешок, но в Европе его поменял на более легкий. Что касается зимы, я был в это время как раз в Австралии, а там стояла жара. Помню, в Китае ехали две недели в мороз, снег, было жутковато, просыпались в 7 утра, первые 2 часа езды были просто адскими, приходилось надевать носки на руки… Но надо было ехать, у нас ведь виза была всего на два месяца.
Велопутешественник говорит, что Казахстан за границей у некоторых по-прежнему ассоциируется с одиозным киношным персонажем – Боратом:
– Первой страной из Шенгенской зоны, куда я въехал, была Венгрия. Таможенник смотрит на меня, на паспорт и так несколько раз: “Борат?”. Я – ну ладно, Борат. Он берет мой паспорт, идет к группе офицеров, показывает им, и они уже ржут толпой…
Интересно, что, по словам Сагимбаева, гостеприимство – не только черта нашего народа, но и, в принципе, всех национальностей мира:
– Просто к некоторым нужен особый подход. Например, в Иране местные сами берут тебя за руку, накормят, напоят. В Австралии, пока не подойдешь, не заговоришь, вряд ли тебя пригласят домой. К китайцам тоже должен сам подойти, представиться, у них более закрытое общество. К тому же в тех краях, которые мы проезжали, – Куньмин, Центральная часть Китая – люди бедно живут. Но в Синьцзян-Уйгурском автономном районе мне часто давали ночлег уйгуры, казахи. В общем, люди действительно всюду гостеприимны.
В Китае наш соотечественник встретил группу велосипедистов: француза, литовца и китайца. Но около 80 процентов времени Магжан ехал в одиночку:
– Одиночество – самое тяжелое, что мне пришлось преодолеть за все это время. Когда оно в меру – это хорошо. Но иногда я начинал обсуждать разные темы сам с собой. Со стороны могло показаться, что шизофреник какой-то едет. Однако когда у тебя не остается ничего, когда музыка, книги, аудиолекции – все надоело, выбирал тему и обсуждал 30–40 минут сам с собой.
Путешественник дает дельный совет:
– Путешествуйте с теми людьми, с которыми вам комфортно чисто по-человечески. Ведь в дороге компаньон может устать, захочет остановиться, а ты готов проехать еще 20 километров. Только если испытываешь к человеку симпатию и уважение, согласишься остановиться.
За эти 380 дней было много и грустного, и смешного, и страшного, и безобидного. Но самое главное, что Магжан Сагимбаев не строил высоких ожиданий насчет своего странствия, именно это давало ему возможность справляться с трудностями и радоваться простым вещам:
– Однажды в Колумбии я сильно отравился водой из-под крана. Был бледен, энергии – ноль, каждые 500 метров останавливался из-за сумасшедшей одышки. Думал сначала, что заболел лихорадкой Эбола! Стал сверять в Интернете симптомы. Потом решил, что у меня малярия, потому что накануне комары всю ночь кусали. А я никаких прививок перед поездкой не делал… В итоге понял, что дело было в плохой воде. Понадобилось четыре дня, чтобы восстановиться без таблеток. Пил лимонный, апельсиновый соки, ел чеснок. Вообще, в дороге почти не болел, первый раз простудился в Грузии из-за кондиционера, а в Турции укусила оса – нога в два раза опухала, было трудно и больно ехать.
Но самый, пожалуй, опасный момент произошел тогда, когда нашего велопутешественника… покусала собака:
– Мы были в районе 3 000 метров над уровнем моря, спускались в город Ланцзы. В той горной местности много тибетских мастифов, которые защищают скот. В этот день одна собака уже прокусила флаг и сумку у француза. Тут я еду, слушаю музыку, настроение – супер, на меня бегут две громадные собаки и с двух сторон кусают мои сумки. Останавливаюсь, обычно их нервирует цепь на велосипеде. Только начал тормозить, как мастиф переключается на мою ногу, прокусывает ее, я падаю. Повезло, что на мне было три слоя одежды. Поехали в поликлинику, там рану обработали, сказали, что стоит сделать прививки. Я посчитал, раз слюна не попала в тело, вариантов заболеть бешенством – нулевое. На свой страх и риск отказался от уколов, если бы я начал их ставить, мое путешествие бы окончилось, так как нужно было каждый раз искать поликлиники.
Когда казахстанец переходил наземную границу Колумбии и Эквадора, в базе данных у таможенной службы не оказалось нашей страны, теперь благодаря Магжану она там есть. А в Барселоне после пяти месяцев путешествия у него украли самое ценное – велосипед:
– Велосипед сначала был только транспортом, а потом стал нечто большим. Можно сказать, наши отношения переросли в дружбу, в любовь...
Путешественник говорит, что теперь соберет все свои путевые заметки в книгу, уже и название придумал “Вокруг света за 380 дней без бешбармака”. Недавно восхищенные его путешествием люди звали на Памир, в пустыню Гоби… Магжан относится к этому философски: “Кто-то меня вдохновил, теперь я стараюсь воодушевлять других”.