Магистр психологии: есть моменты, которые мы сами решить не можем

А когда нет – а в свете последних событий состояние внутреннего раздрая не чуждо очень многим – просто “рюмкой водки на столе” и задушевной беседой человек не отделается. Ему, конечно, на момент разговора будет казаться, что все проблемы решены. Но обязательно наступит утро. И вместе с ним понимание: всё осталось по-прежнему. Знакомо? Тогда вам к врачу.

И забудьте о том, что к психологам обращаются психи. Их лечат психиатры. Кстати, у каждого уважающего себя психолога тоже есть свой психолог. Об этом и не только мы поговорили с магистром психологии, арт-терапевтом Екатериной БРЫЗГАЛОВОЙ. В числе ее талантов – также нейролингвистическое программирование (НЛП), эриксоновский гипноз, телесно-ориентированная терапия, сказкотерапия, МАК (метафорические ассоциативные карты). В настоящее время Екатерина обучается психотерапии в транзактном анализе.

– Что вас больше всего радует в вашей работе? Какие ситуации, наоборот, расстраивают?

– Мне нравится момент осознания. Приходит клиент с какой-то проблемой. Вначале непонятно, из-за чего это случилось. Может, что-то повлияло в детстве либо в другой период жизни. Или сработали какие-то установки – от родителей или еще от кого-то. И вот, когда мы начинаем это раскапывать, беседуем, происходит процесс осознания. Чаще всего я с женщинами работаю. И когда она осознает, отчего и почему у нее это случилось, вот это очень классный момент.

Меня расстраивает, когда люди ожидают моментальных изменений. Человек приходит на 1–2 консультации, и на третьей говорит: а почему моя жизнь не поменялась?

Чаще всего, за 2–3 консультации это сложно сделать. Бывает много глубинных моментов, которые так быстро не разобрать. Например, детские травмы, неправильные установки. Нужна долгая, глубинная работа с человеком. И это не одна, не две консультации. Иногда десять, двадцать. Иногда год работаем. В психотерапии можно и 2, и 3 года работать. Меня огорчает, когда люди этого не понимают, ждут от меня какого-то суперволшебства, взмаха волшебной палочкой, что после работы со мной всё моментально изменится. Я не могу давать таких гарантий, и я их никогда не даю. Я говорю, что у вас первое время может вообще ничего не меняться, но важно продолжать работать, и искать, и менять. Прорабатывать. И тогда будут изменения. Но на это нужно время.

– Как насчет собственных психологических проблем? Помогают ли вам знания в психологии?

– У меня, естественно, есть собственные психологические проблемы. Нет такого человека в мире, у которого бы их не было. У меня были детские травмы. Я, скажем так, не из очень хорошей семьи. Было оттуда много эмоциональной боли, я это долго прорабатывала. Я сама работаю с психотерапевтом. И у каждого психотерапевта, психолога это обязательное условие – чтобы он сам был в работе с другим психологом. Да, это смешно звучит, но у каждого психолога есть свой психолог. Потому что есть моменты, которые мы сами решить не можем. Нам нужна для этого помощь. Глубинные травмы помогает прорабатывать психотерапия. Я это делала и делаю до сих пор.

Знание психологии мне, конечно же, очень сильно помогает. Очень много моментов в своей работе и жизни я прорабатываю при помощи своих техник, которые нашла для себя.

– Бывает ли эмоционально тяжело работать с посторонними людьми? Как справляетесь с этим?

– Да, потому что не всегда получается сразу наладить контакт. На это нужно время. Бывает, что эмоции клиента задевают лично мои переживания. Вот, кстати, почему еще нужна собственная терапия психологу: когда клиент приходит с похожей проблемой, и ты всё еще внутри на нее реагируешь, это повод обратиться к психологу или психотерапевту. Бывает, что человек меня не понимает до конца, – тогда приходится объяснять на примерах, приводить какие-то доводы. Бывает, что вообще не находим общий язык – это нормально в нашей работе. Все люди разные, кому-то мои способы подходят, кому-то – нет. И тогда человек просто говорит: вы знаете, ваша форма работы мне не подходит. Мы прекращаем работу, и я могу посоветовать другого психолога либо психотерапевта. Как я с этим справляюсь? Например, иду к психотерапевту. Потом, у нас есть супервизии, на которых мы также можем получить поддержку в сложных ситуациях с клиентом. Как сходить к психологу и не пострадать - советы специалиста

– Что такое супервизия?

– Супервизия проходит под руководством супервизанта. Собираются психологи и супервизант. И один из психологов описывает свою ситуацию с клиентом – естественно, с разрешения последнего. Если клиент отказывается от такой дополнительной помощи, всё это не идет в супервизию. После рассказа психолога о своей проблеме ему дают обратную связь в виде рекомендаций. Его ситуация раскладывается по полочкам.

– Часто приходится отговаривать от самоубийства?

– В моей практике таких случаев было два. Все они успешно разрешились. Я считаю, что это случается нечасто. Чаще всего с проблемой суицида сталкиваются психотерапевты. Я сейчас учусь на психотерапевта.

– Какую рекомендацию вы бы дали людям, которые боятся обратиться за помощью к психологу?

– Первое. Поймите, что психолог не работает с психически больными людьми. Я с этим до сих пор сталкиваюсь. Психологи не имеют права работать с психически больными людьми.

Второе. Если вам действительно нужна помощь, а чаще всего к психологу обращаются именно такие люди, кому очень нужна помощь, то, я думаю, вы обратитесь за ней.

И третье. Надо разобраться со своими страхами. Чего именно вы боитесь в обращении к психологу? Почему вы этого боитесь? Кстати, психолог и с этими страхами помогает разобраться. В конце концов, не всем людям нужна эта помощь. Каждый человек сам вправе это решить. Возможно, кому-то она и не нужна.

– Могут ли книги по психологии заменить психолога?

– Нет. Потому что человеку нужно зеркало. Нужна обратная связь. Книга этой обратной связи не даст. Чаще она дает теоретические знания, приводит примеры. Но они могут не подойти к вашей ситуации. Очень важен индивидуальный подход, чем и занимается психолог. Он учитывает все ваши особенности – темперамента, психики, вашей личной ситуации. Книга не даст конкретных советов именно вам. Потому что она обобщенная.

Светлана ШЕСТЕРНЁВА, АЛМАТЫ