Слова мудрого старика можно было бы пропустить мимо ушей, но, не глядя на то, как в тот момент нищие ребятишки дрались за сотню, данную им щедрым дядей…
А ведь так оно и есть. Согласитесь, что попрошайки и дерущиеся у мусорных баках бомжи нас уже не удивляют, а даже раздражают.
Но мало кто из нас задумывается почему они оказались на улице, почему им приходится ходить по миру с протянутой рукой.
Ведь не всегда они были бездомными, нищими и отчаявшимися пьяницами. Да, многие из них опустились по "собственному желанию", продав душу и тело зеленому змию и смертельной игле. Но ведь не все именно таким образом оказались на дне жизни.
- Я уже несколько лет живу по подвалам и теплотрассам, - признается Света (так назвалась молодая женщина, нашедшая временный приют под парадной лестницей парка Победы). - Мне никто не верит, но и такое бывает… Родом я из Атырау, воспитывалась в детском доме. После окончания школы пошла работать, встретила человека, который показался мне самым замечательным на свете. Влюбилась… Переехала к нему, стали жить вместе и совсем неплохо. Но потом решили мы с ним в Петухово переехать, работу тут ему хорошую пообещали. Продали общагу, собрали кое-что из вещей и сели в поезд. По дороге нас обокрали - ни денег не документов… Естественно, в Петропавловске нас высадили, вот и маемся теперь здесь. Сергей стал пить и, сойдясь с местными бездомными, ушел, а я осталась одна. Меня пригрели (женщина показывает проем под лестницей) только вот постоянно здесь жить не получается, гоняют полицейские. Кочуем по городу. На работу нас не берут, выживаем как можем…
Подобных историй можно услышать немало. Кто-то их бездомных, стараясь выдавить слезу и жалость у слушателя, расскажет и не такое. Но в некоторых есть доля правды.
Но сегодня наш рассказ не о бездомных, а о тех людях, которые в поиске заработка вынуждены были покинуть свою родину и о том, как им живется на чужбине.
В последние несколько лет число трудовых мигрантов (обросшее не очень позитивным смыслом понятие "гастарбайтер" постепенно изживает себя) заметно выросло. И теперь все больше к нам едет в поисках работы, а не наши земляки скитаются по свету в поисках заработка.
Придя на любой из рынков города, или пройдя по стройкам, можно без труда узнать приезжих работников. Каждый из них прибыл в нашу страну по своим причинам. "Разговорить" и раскрутить на откровенность вынужденных переселенцев не так просто.
- Мы с мужем приехали сюда из Узбекистана. Сами понимаете, какая там обстановка. Работы нет, вот мы и зарабатываем на жизнь своим детям и родителям, - признается Тахмина, - торгуем на центральном рынке, снимаем комнату в общежитии. Если честно, проблем хватает. Но самое страшнее, что местное население нас за людей не считает. Постоянно оскорбляют и унижают. А ведь у меня и образование педагогическое и семья нормальная. А ведь неизвестно как жизнь повернется… Ведь в подобной нашей ситуации может оказаться любой.
Как тут не вспомнить Равшана и Джумшуда из российского телекомикса - строителей поневоле, вынужденных терпеть оскорбления своего маловоспитанного и далеко не сверхобразованного начальника. Кто может возразить? Думаю, что таких окажется не так много.
А действительно, на что имеют право трудовые мигранты в Казахстане? Как выяснилось, практически ни на что.
- У нас с женой небольшой контейнер на одном из рынков Петропавловска, - говорит Кайрола,- пытались мы взять ссуду под их залог, ничего не вышло (официально трудящиеся у нас иностранные рабочие не имеют реальной возможности расширить свое дело). Приходится собирать всю выручку, отказывая себе во многом, откладывать некоторую сумму для того, чтобы отправить родне, а на оставшиеся - умудриться купить товар для будущей торговли. Но кроме этого не все наши дети могут здесь ходить в детский сад, так как и местные дети подолгу ждут своей очереди.
Надо заметить, что и в школу ходят не все дети трудовых мигрантов. Вспомните парнишек бегающих с лотками самсы по городским рынкам, неужели большинство из них так "молодо" выглядят в свои полные 18? А устроиться на "нормальную работу" эти люди и вовсе не мечтают.
Как следует из многочисленных статей, публикуемых СМИ СКО, квоты в основном предоставляются специалистам, владеющим уникальным уровнем умений и знаний, либо людям с законченным высшим и среднеспециальным образованием, квалифицированным рабочим и сельскохозяйственным труженикам. Поэтому квота стоит дорого, и не все работодатели с желанием примут таких "трудных" работников. Но сей факт не останавливает трудовых мигрантов, и они продолжают прибывать в Казахстан.
По существующим данным в настоящее время в нашей стране трудятся порядка миллиона трудовых мигрантов, но при этом легализованы немногим более 65 тысяч.
"В нашем регионе, по словам начальника миграционной полиции ДВД СКО Сагандыка Бегалина, за пять месяцев амнистии с 1 августа по 31 декабря 2006 года было легализовано в качестве трудовых мигрантов 4067 граждан СНГ. На сегодняшний момент из них трудовую деятельность на территории области осуществляют 1847 человек", - пишет петропавловская газета "Добрый вечер". Возможно ли подсчитать реальное число приезжих рабочих? Скорее всего, нет.
Из разговоров с продавцами рынков, стало понятно, что они не прочь остаться в Казахстане навсегда и даже перевезти сюда свои семьи, но… Люди боятся предполагаемых трудностей, ведь для оформления необходимых документов действительно придется немало походить и поездить. А ведь придется еще и определенную сумму на свой счет перевести, чтобы еще более укрепить свои шансы на получение права на проживании в РК.
Тяжело, но выбор предстоит делать самим трудовым мигрантам: работать или жить и работать в Казахстане.
Однако вот станут ли к ним относится иначе наши люди, привыкшие к стабильности в родном отечестве, и успевшие подзабыть о трудностях, которые наша страна почти преодолела?