Сколько раз приходилось слышать фразы: “Меня никто не любит, потому что я толстая”, или “Я слишком стар для того, чтобы что-то менять”, или “Я не могу заработать денег, потому что мне никто не помогает”.
И говорят это вполне здоровые, полные сил мужчины и женщины.
А теперь посмотрим на совершенно противоположную ситуацию: инвалид, еще вчера боявшийся выйти на улицу, сегодня, преодолевая собственную немощь и страхи, в первый раз в жизни пытается удержать в непослушных, скрюченных пальцах кисточку, которая так и норовит упасть, и улыбается, и более уверенно смотрит в будущее, и, глядите, он уже смеется!
Так кто же они – люди “с ограниченными возможностями”?
Эти мысли, наверное, посещают каждого, кто попадает в творческую мастерскую “Эльдани”. Здесь трудятся ребята, которых тяжелые болезни сделали инвалидами.
Многие люди с дефектами развития страдают не только от своих диагнозов, но и от отношения к ним. Вспомните, когда вы видели инвалида в кино, в театре, в ресторане, в ночном клубе? Многие из них вообще боятся выйти за пределы собственной квартиры из-за страха косых взглядов, жалостливых перешептываний за спиной, унижения, поджидающих буквально на каждом шагу.
А тут они – творческие личности! Настоящие мастера, способные, несмотря на свои недуги, делать великолепные вещи.
Сейчас в мастерских фонда работает около двадцати человек от 18 лет и старше.
– Прийти к нам в мастерскую может любой желающий, – рассказывает исполнительный директор общественного благотворительного фонда “Эльдани” Ризвана НАУМЕТОВА. – Главное, было бы желание работать, а научиться можно всему. У кого-то не слушаются ноги, у кого-то – руки, но работа есть для каждого. Многие спрашивают, почему мы занимаемся прикладным искусством, а не откроем, например, курсы компьютерной грамотности, бухгалтеров? Ответ прост – для таких занятий необходимо образование, но не у каждого такого ребенка была возможность учиться. А прикладное искусство не требует знания таблицы Менделеева или законов физики, единственное, что необходимо, – это энтузиазм. Когда ребята приходят к нам с хорошим настроением, у них и рисунки, и изделия совсем другие получаются. И над поддержанием хорошего расположения духа мы тоже работаем.
– Для того чтобы работать в мастерской, необходимо обладать определенным талантом?
– Знаете, талант есть практически у всех. Многие приходят к нам и не знают, с чего начать. Но когда они видят изделия, процесс их изготовления, они начинают сами творить. До того как прийти в мастерскую, некоторые ребята вообще не выходили за пределы своего двора или даже квартиры, потому что им было страшно. И у нас поначалу им страшно. Но когда они видят, что здесь их никто не обидит, не унизит, они открываются навстречу людям, у них такие потрясающие способности обнаруживаются!
– Ребята говорят, что занимаются не только прикладным искусством…
– Да, каждое утро у них начинается с разминки. Потом с десяти до одиннадцати утра учат французский язык, с одиннадцати до двенадцати – английский. А после обеда каждый приступает к своему делу – кто-то лепит из глины, кто-то работает с кожей, расписывает шелк или батик, занимается бисероплетением.
В фонде достаточно своих “историй успеха”. Когда Саша СТРЕЛЬНИКОВ только появился в мастерской, он не мог даже ложку в руках удержать, а сейчас трудится над гобеленом – это очень тонкая работа.
Алмаз ЖУНУСОВ, который не может ни слышать, ни говорить, пришел в “Эльдани” агрессивным, бил кулаком по стенам, когда что-то не получалось. Сейчас же Алмаз делает большие успехи в гончарном деле, он единственный в мастерской умеет делать колокольчики, каждый из которых не похож на другой.
Выпускница интерната Индира УЗБЕКОВА работает в нескольких местах, в том числе и в мастерской, сама снимает квартиру, обеспечивает себя и своего ребенка.
Эти ребята – единственная надежда для самих себя. И если жизнь – борьба, то они эту борьбу ведут с большим преимуществом.
26-летний Сайфутдин САВУРХОДЖАЕВ с трудом контролирует движения рук, зато при помощи ног справляется практически с любым заданием. Он стал одним из лучших мастеров по росписи ткани и работе с кожей.
– Сложно было начинать работать в мастерской?
– Было непривычно, ведь до этого мне никогда не приходилось заниматься такой тонкой работой, – делится впечатлениями Сайфутдин.
– Каково это – все делать при помощи ног?
– Я научился помогать себе ногами еще в детстве, потому что руки у меня работают плохо. Вот игрушки лежат перед тобой, и хочется тебе играть, а ты не можешь, потому что руки тебя не слушаются. Приходилось толкать их ногами. Следом научился переключать каналы телевизора при помощи ног, затем это вошло в привычку. Когда я пришел в мастерскую, у меня плохо получалось удерживать предметы руками. Поэтому однажды я в шутку предложил: “Может, я ногами попробую?”. И, к моему удивлению, на меня серьезно посмотрели и спросили: “А ты сможешь?”. Я сказал, что смогу, и попробовал. И получилось.
– Тебе это нравится?
– Когда чем-то занимаюсь, общаюсь с кем-то в мастерской, забываю о том, что я инвалид. Я рад, что чем-то занят, что родители могут быть спокойны. И самому на душе приятно – не зря живу!