Люди лунного света

Его олицетворяют люди, которых сексуально влечет к представителям собственного пола. Русский философ В.Розанов называл их "людьми лунного света". Многие признавали неестественность такого поведения, а почти все мировые религии осуждали его. Однако некоторые, например Древняя Греция или Древняя Персия относились к такому поведению примирительно и даже дружелюбно - ну что поделаешь, если у человека такие вкусы…
Само явление это довольно сложное и до конца необъясненное. Почему человек рождается или становится гомосексуалом? Существует множество гипотез, ни одна из которых не доказана окончательно, поэтому среди приверженцев различных точек зрения идет яростная борьба. Некоторые научные данные, например, говорят за то, что природа гомосексуализма кроется в генетике. Но есть и другие факты, свидетельствующие о том, что причины явления следует искать в психологической и семейно-бытовой сфере…
До сих пор непонятно, отчего люди нетрадиционной сексуальной ориентации очень часто выражают себя в сфере творчества? Связаны ли эти явления между собой? Только одно перечисление знаменитостей ХХ века, принадлежащих к "голубому" племени, впечатляет. Писатели Сомерсет Моэм, Жан Жене, Теннеси Уильямс, Гор Видал, Федерико Гарсия Лорка; кинорежиссеры - Висконти, Пазолини, Фасбиндер; композиторы - Сен-Санс, Пуленк, Бриттен; философы - Мишель Фуко, Барт, Витгенштейн… Не говоря уже о дизайнерах, таких как Ив Сен Лоран или Джанни Версаче. Можно назвать еще сотни имен людей, оставивший заметный след в искусстве и культуре. Дотошные американцы подсчитали, что доля гомосексуалов среди дизайнеров в 24 раза выше доли гетеросексуальных мужчин. А еще есть танцовщики, художники, эстрадные актеры... И факт, что они внесли огромный вклад в человеческую культуру - неоспорим. Гомосексуалы опровергают и предрассудок о том, что принадлежность к их сообществу выражается в чем-то манерном и женоподобном. Почти все знаменитые маршалы французского "короля-Солнца" Людовика XIV, завоевавшие ему европейскую гегемонию - Тюренн, Конде были нетрадиционной ориентации, но при этом - яростными смельчаками и отчаянными дуэлянтами…
На протяжении тысячелетий сообщество гомосексуалов знало взлеты и падения, жесточайшие преследования и сравнительно спокойное отношение окружающих.
Времена Торквемады и гитлеровцев ушли в прошлое, и сейчас к ним в нормальных обществах Запада относятся более спокойно. Но растущая толерантность не исключает научного исследования этого явления в Казахстане с разных сторон.
А важнейшим аспектом данной проблемы является медико-социологический. Одним из первых в Казахстане проблему гомосексуализма исследовал профессор Максут Камалиев, заведующий кафедрой общественного здравоохранения Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, доктор медицинских наук.
Мы встретились с ним и попытались с помощью компетентного специалиста оценить некоторые грани данной проблемы. Казахстанский исследователь поставил задачу: создать обобщенный "портрет" казахстанского гомосексуала и определить наиболее используемые стандарты поведения данной социальной группы, с учетом развития в стране эпидемии ВИЧ-СПИД.
Это очень важно, поскольку в обществе отношение к гомосексуализму неоднозначное, с колебаниями разных точек зрения - от одобрения до осуждения и наказания. Но гомофобия превалирует - многие в Казахстане гомосексуалов презирают и боятся. Стереотипы и предрассудки общества поддерживают негативное отношение к мужчинам, имеющим секс с мужчинами, усугубляют маргинализацию этой группы и зачастую затрудняют доступ в нее для проведения профилактических и лечебных мероприятий.
Максут Камалиев и его сотрудники предложили ответить на вопросы пятистам гомосексуалам и людям, самоидентифицирующим себя с этой группой, но желание участвовать в анкетировании изъявили только 325 мужчин, имеющих секс с мужчинами (МСМ). Остальные просто опасались, что их рассказы будут использованы против них же. Хотя всем участникам пообещали сохранить анонимность и конфиденциальность информации.
Опрос проводился методом "снежного кома", через помощников-волонтеров разного возраста и с разным социальным статусом. Они имели доступ к группе и пользовались среди ее членов определенным доверием. Эти волонтеры проводили анкетный опрос среди своих знакомых МСМ, а те, в свою очередь, предлагали заполнить анкету своим друзьям. Такие же анкеты распространялись также среди посетителей ночных гей-клубов Алматы, которых сейчас практически не осталось. Анкетирование было свободным - то есть каждый мог отвечать только на те вопросы, которые ему нравятся.
Итак, казахстанские гомосексуалы - кто они, каков их обобщенный "портрет"? Это, в основном, молодые люди, их средний возраст - чуть больше двадцати лет. Но есть среди них и подростки лет шестнадцати, и зрелые мужчины за пятьдесят лет. Половина опрошенных имеют высшее образование - у двух процентов респондентов - среднее образование. Меньше всего оказалось женатых гомосексуалов - 7,5 процента. Примерно столько же живут в официально незарегистрированном браке. Каждый десятый из нынешних холостяков был разведен.
Более трети - студенты, то есть самая активная в сексуальном отношении возрастная группа. Остальные заняты в основном в сфере обслуживания: ресторанном бизнесе, продаже продуктов и товаров, туристическом бизнесе, торговле недвижимостью, компьютерных и телевизионных технологиях, транспортной сфере.
Есть среди казахстанских МСМ также менеджеры, переводчики, банкиры, врачи, военные, фотографы, преподаватели, люди других профессий. Большинство гомосексуалов имеют средний доход, а кто-то - и выше среднего. В месяц они зарабатывают от 15 до 150 тысяч тенге. Кто-то сам добывает деньги, кому-то помогают родственники, друзья. В среднем они получают зарплату 40 тысяч тенге в месяц.
Казахстанские гомосексуалы ведут активную личную и общественную жизнь. Половина казахстанских МСМ регулярно выезжает в другие страны или города на отдых, в коммерческие туры, в командировки. Также они предпочитают и "тусовочный" отдых в свободное время - ночные клубы, рестораны, кафе.
Активно занимаются спортом и выезжают на природу только десять процентов опрошенных. Алкоголем МСМ не злоупотребляют, большинство не употребляет и внутривенные наркотики.
Вопрос о сексуальной составляющей жизни оказался самым сложным и ответить на него согласились только чуть больше половины опрошенных. Однако данные ответивших показывают, что с сексом в группе МСМ все в порядке. За шесть месяцев алматинские гомосексуалы имеют от одного до девяноста половых партнеров, однако 38 процентов - только одного. Значительное число ответивших - около половины, подтвердили, что одновременно они имели и половые контакты с женщинами, что позволяет их отнести к группе бисексуалов.
По мнению М. Камалиева, можно говорить о повышенной опасности распространения ВИЧ в группе казахстанских МСМ, так как, наряду с использованием достаточно травматичной сексуальной практики (анальный секс), большая часть мужчин, имевших коммерческих половых партнеров, либо вообще не пользуется презервативами или использует их очень редко. Тревожным является и то, что только четверть МСМ добровольно и регулярно тестируются на ВИЧ, а 87 процентов ответивших не хотят знать свой статус.
Санитарная культура, прежде всего в вопросах сексуального поведения, остается крайне низкой. Отсюда можно предположить, что казахстанское однополое сообщество остается весьма уязвимым к эпидемии СПИДа.
Однако никто не знает, сколько действительно мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации сегодня в Алматы и в целом по республике. Поэтому трудно оценить, насколько значимым будет вклад МСМ в формировании эпидемиологической ситуации по ВИЧ-СПИД. Иными словами - исследование открыло только маленькое "окошко" на огромную проблему. Четыре года назад, когда проводились исследования, в Казахстане были зарегистрированы более 4 000 ВИЧ-инфицированных.
К 1 декабря 2007 года их стало уже 9 083 человека. В целом, по стране. А среди них не только потребители инъекционных наркотиков (80% от всего числа) и работники коммерческого секса, но и отбывающие тюремные сроки, и дети в ЮКО…