Люди гибнут за пропан: тысячи казахстанцев ежедневно рискуют взлететь на воздух

Лучше недолить, чем перелить

Примета начала казахстанской зимы – то из одного региона страны, то из другого приходят страшные новости о том, как из-за взрыва газового баллона гибнут люди. Последний резонансный случай произошел в середине ноября в поселке Шортанды Акмолинской области. На месте от взрыва газового баллона и пожара погибли трое, еще 10 человек, в том числе дети, были доставлены в больницы. Как сообщили столичные медики, двоих детей, мальчика 13 лет и девочку 10 лет, спасти в итоге тоже не удалось. За жизнь третьего малыша, а также двух взрослых мужчин врачи борются до сих пор.

Взрываются газовые баллоны у нас с незавидной регулярностью. Причин много, одна из основных – люди не соблюдают правила безопасности: ставят их рядом с печками для более быстрой разморозки, пытаются подключать к плите сразу, как занесли с улицы. А так как уроков ОБЖ в школе нынче нет и дети не могут напомнить родителям о правилах безопасности, за региональными спасателями закрепилась еще одна функция: ходить по домам граждан и рассказывать им о том, что огонь – штука опасная. По информации ДЧС сразу после шортандинской трагедии, в этот дом их сотрудники заходили прямо перед ЧП.

Что тогда? Одна из возможных версий – баллон был неправильно заправлен. Газ – не водка, его до краев заливать, особенно зимой, нельзя. Но, видимо, не все заправщики в курсе.

Год назад взорвался баллон в одной из кафешек столицы. В больницы с разными травмами были доставлены 30 человек, двое скончались. А госорганы взялись за проверки: кто из рестораторов на чем готовит, кто и как продает людям газовые баллоны? Сейчас в Нур-Султане найти автозаправочную станцию, которая бы наливала пропан в тару граждан, фактически невозможно. Люди заправляют свои баллоны исключительно в специализированных пунктах. Причем при заправке сотрудники станции в специальную тетрадку записывают серийный номер баллона, адрес абонента и время заправки.

В итоге, как отчитался недавно столичный ДЧС, за 2021 год ни одного взрыва баллона в городе не случилось.

Им бы всех заправщиков взять – и запретить

Но столица – это далеко не вся страна. И, как признались на этой неделе чиновники, можно лишь гадать, где рванет в следующий раз.

– Одной из причин трагических событий является осуществление не на должном уровне газотехническими инспекциями местных исполнительных органов предусмотренных законодательством в сфере газа и газоснабжения контрольных функций, – сообщил на брифинге в СЦК вице-министр по ЧС Мереке ПШЕМБАЕВ.

Кроме того, как рассказал спасатель, такие инспекции даже созданы не везде – где-то нет специалистов по газотехническому оборудованию, а где-то в принципе не хватает людей.

Поэтому госорганы призывают людей заправлять газовые баллоны исключительно в специализированных пунктах, а не на автозаправках.

– Оператор на АГЗС не является компетентным специалистом, не проверяет техническую исправность баллона, а также заправляет баллон, не соблюдая нормы его заполнения, – предупреждает директор департамента государственного контроля в сферах углеводородов минэнерго РК Кудайберген АРЫМБЕК.

О том, что на АГЗС можно и газовый баллон заодно заправить, знают все – это и дешевле, чем в специализированном пункте, и, что уж скрывать, удобнее. Потому как они в шаговой доступности по трассе стоят, а до газораспределительного пункта еще ехать надо. Ну и заправщику лишняя копейка… О том, к какой трагедии такая экономия может привести, никто даже не задумывается, ибо ну что тут думать?

– Должна быть строгая ответственность АГЗС за такие действия. Я думаю, что сегодня в рамках КоАП наказания недостаточно. Может быть, даже будем вносить предложение вплоть до уголовной ответственности, чтобы они категорически не заправляли эти баллоны, – говорит Мереке Пшембаев.

За этот год сотрудники МЧС проверили 103 объекта газоснабжения, нашли 1 053 нарушения. Автозаправок среди проверенных объектов нет ни одной – все они субъекты малого бизнеса, поэтому ревизоры могут к ним нагрянуть только по мотивам конкретной жалобы с доказательствами в виде товарного чека или фотовидеосъемки. Но, судя по всему, жаловаться некому.

Пан или пропан

Впрочем, и без жалоб понятно – ситуация страшная. Взрываются частные дома и многоэтажки, кафе, рестораны, магазины… И практически везде в центре взрыва – бытовой газобаллон. Поэтому в самое ближайшее время минэнерго должно создать рабочую группу, которая решит, как остановить череду трагедий.


Главный виновник трагедий

– Есть распоряжение премьер-министра, в котором поручено выработать механизм изъятия и утилизации бытовых газобаллонов, отработавших нормативный срок службы. А также бытовых газобаллонов, признанных по результатам технического освидетельствования негодными для дальнейшей эксплуатации, – обрадовал журналистов Кудайберген Арымбек.

Вот только самого механизма еще нет: срок по исполнению поручения премьера – до 1 июля 2022 года. Пока же чиновники не могут сказать даже, сколько баллонов надо изъять. Обещают посчитать к лету. Плана замены старых газобаллонов на новые у них тоже пока нет.

В Интернете продают новые пластиковые баллоны по 20–50 тысяч тенге, привычные нашему взору ярко-красные бочонки с надписью “пропан” – по 12 тысяч тенге. Но всё это – импорт.

Я спросила у чиновников: а есть ли в Казахстане собственное производство газовых баллонов? Ни МЧС, ни минэнерго о таких предприятиях не знают. Пообещали уточнить информацию у коллег из других ведомств – и пропали.

Вполне возможно, что кто-то и занял свободную и перспективную нишу, но, судя по всему, узнаем мы об этом примерно к июлю, когда баллоны перестанут взрываться сами собой – летние месяцы в этом плане гораздо спокойнее зимних. Главное, чтобы на фоне этого благополучия чиновники не забыли о поручении Аскара Мамина, ведь в противном случае с очередным наступлением холодов нас ждут новые “салюты” из кирпичей, людского скарба и тел.

НУР-СУЛТАН