"Люди дерутся за отсев": в Казахстане началась война за уголь

– Через неделю, говорят, будет.

– Что происходит? Нигде угля нет!

– Война за уголь идет. Вагонов нет. Вы не поверите, люди дерутся за отсев. На Ангарской стоит 10 вагонов. Подсыпку сыплют. Это ужас, что творится.

– А цена какая?

– 18 тысяч на месте.

– А доставка, если в Талгар?

– Туда – тысяч 30.

– Дорого.

– Подождите недельку. Там ажиотаж пройдет.

– Акимат же обещал, что всё сделает…

– У нас же, сами знаете, много чего обещают…

Звоните послезавтра

Бытовой уголь для отопления снова в дефиците. В большинстве городов страны на железнодорожных тупиках, отведенных под торговлю твердым топливом, его уже не достать. Купить можно только у посредников и за мзду.

На сайте объявлений указано множество телефонов людей, которые могут привезти уголь до дома. Я представился человеком, которому позарез нужны 5 тонн для дома в Талгаре – пригороде Алматы. И столкнулся с проблемой: топлива нет.

– Угля нет сегодня. Уже 2 месяца нет, – я звоню по одному из объявлений доставщику по имени Меиржан. – Китайцы купили угольный завод в Караганде. Теперь нам не дают. Завтра 3 вагона придут. По 3 вагона приходит за неделю на станцию Шамалган. В городе вообще угля нет.

– Есть “Каражыра”. По 24 можно за тонну. С доставкой в Талгар 120 тысяч всего. Шубаркульского нет. Через пару дней будет, – сообщает такой же доставщик Габит. – Звоните послезавтра.

– Угля нету. Не осталось. В городе где-то есть, но там очереди, – говорит доставщик Тимерлан. – У меня тонна по 18. Доставка отдельно – 20 тысяч. Сейчас что-то приходит, но люди быстро всё забирают.

Там цены просто дикие

– Эта картина с дефицитом повторяется из года в год. Каждое лето я обзваниваю своих клиентов, говорю, чтобы они брали уголь заранее. Но пока люди не замерзнут, они не думают о топливе, – рассказал “КАРАВАНУ” владелец одного из операторов угольной торговли в Костанае. – Я об этой особенности помню, поэтому всё лето запасался. Но территория не позволяет сделать запас на год вперед. Всего я скопил 5 тысяч тонн, и весь этот запас расхватали буквально за пару недель. Я понимаю людей, у которых деньги приходят после уборки. У многих деньги есть, но они просто сидят и ждут отопительного сезона.

– У нас цены стабильные. “Шубаркуль” стоит 14 тысяч за тонну, – продолжает он. – В основном их задирают перекупщики. Они пользуются случаем, когда тяжело с углем, и начинают раскручивать ажиотаж. Уследить невозможно. Этому помогает и несогласованность. На соседнюю базу почему-то не завозят уголь. Видимо, из-за проблем с документацией. И им отправляют вполовину меньше оговоренного объема. Обычно в Костанае перекупы накидывают на тонну угля по 2−3 тысячи. За доставку берут по 300−350 тенге на километр. Я слышал про Алматы, у вас цены просто страшные. Здесь так сильно не наглеют. У вас сколько запросили? 18 тысяч? Ничего себе!

– Уголь приезжает, его сразу забирают. Спрос большой, – говорит Константин ЛИ, директор ТОО “Кара от” из Алматы. – Люди обычно летом покупают, в этом году еще в начале октября уголь у нас лежал: приходи – забирай. Потом резко похолодало, и все кинулись запасаться. Такой вот отложенный спрос. “Шубаркуль” у нас стоит 15 тысяч тенге, “Каражыра” – 14 тысяч.

– Вы знаете, что ваш уголь перекупщики продают за 18−20 тысяч?

– Знаем. Они всегда свою наценку накидывают на товар, в очереди же стоят.

– Угля много. Продаем “Каражыра” за 14,5 тысячи. Полная база машин. Яблоку негде упасть. Остальные стоят, ждут очереди. Сегодня отгрузим машин 100 точно, – рассказал представитель ТОО “Әлем-Көмір” Николай. – Обычно с июля берут уголь. В прошлом году всё лето мы торговали, на удивление. Пусть по чуть-чуть, но брали. Нам так удобнее. И людям есть из чего выбирать. В этом году что-то совсем затянули. Население поздно спохватилось, из-за этого дефицит. Зачем нам очереди, весь этот дурдом?

“Недавно я говорил с женщиной в Нур-Султане”

Что угля нет, в министерстве индустрии и инфраструктурного развития признают. И даже знают почему.

За 9 месяцев 2021 года добыто 79,1 миллиона тонн угля. Это на миллион тонн больше, чем в году прошлом. На внутренний рынок для ТЭЦ и ГРЭС шахтеры поставили 43,5 млн тонн, промышленным предприятиям около 4,5 млн тонн и 6,4 млн тонн – на коммунально-бытовые нужды и населению. На экспорт ушло 22 млн тонн. 

– Потребление угля в этом отопительном сезоне должно упасть сразу на 800 тысяч тонн. Из-за газификации спрос снизился. Поэтому запасов вполне достаточно для начала сезона. Отгрузка топлива в регионы продолжается, – рассказал “КАРАВАНУ” Саят ИСАТОВ, главный эксперт управления чёрной металлургии и угольной промышленности комитета МИИР.

Министерство предложило акиматам заранее закупить топливо. Но все заявки поступают в основном в октябре − декабре. Поэтому трудности испытывают все: и КТЖ, и угледобывающие компании. Пропускная способность станции Кызылжар, через которую работает АО “Шубаркуль”, не более 300 тысяч тонн в сутки. В итоге железные дороги не могут быстро привезти нужный объем топлива в регионы. Одновременно подорожало дизельное топливо. Всё вместе привело к росту цен на уголь.

– Вы говорите, что вам хотели продать за 18 тысяч. Недавно я разговаривал с женщиной в Нур-Султане. Она купила уголь за 20 тысяч, – рассказал Саят Исатов. – Спрашиваю: а вы знаете цены в тупиках? Знаю, говорит, 13 500. Но в очереди стоять не хочу. Ну, извините, мы сделали всё, чтобы люди могли летом закупиться. А сейчас придется в очереди стоять. В Северном Казахстане люди замерзают из-за дефицита угля и ночуют в очередях

А так мы же сами перекупщикам показываем, где заработать. АЗРК так и сказало, что за каждым КамАЗом уследить нельзя.

Иногда маржа доходила до 50 процентов

– Надо поднимать нижний порог объема угля, который добывающие компании должны продавать через биржу, – уверена Асель ОРТАКБАЕВА, директор департамента биржевого контроля Агентства по защите и развитию конкуренции. – Сегодня это 10 процентов. Объем очень низкий. Но это только первый шаг.

До марта 2021 года был совсем другой порядок продажи угля, рассказала она. Формально твердое топливо всегда было биржевым товаром. Но компании “Шубаркуль” и “Каражыра” – по сути, монополисты на рынке бытового угля – продавали весь свой товар единым лотом. Тот же “Шубаркуль” выставлял на бирже сразу 3,8 млн тонн в ноябре с условием поставки в течение следующего года. Это минимум 30 млрд тенге. Больше угольный разрез на биржу не выходит. В стране не очень много людей и компаний, которые могут выложить такую сумму. Этим сразу отсекались все предприятия, которые продавали уголь со своих тупиков. Лот брал некий посредник, который затем продавал товар уже вагонами и составами, но с наценкой.

– При расследовании АЗРК в 2018−2019 годах мы обнаружили таких посредников, которые накручивали цену на уголь для населения, – сообщила директор департамента. – У них не было ничего: ни тупиков, ни вагонов, ни техники. Зато были деньги. И сидели они в квартирах, в частных домах. В штате 1−2 человека. И уже эти посредники торговали углем с регионами. Конечно, они закладывают свою маржу в цену. Иногда маржа доходила до 50 процентов. Чтобы разрушить эту систему, мы встречались с владельцами тупиков, узнавали их мнение. В итоге выработали правило: минимальный лот угля должен составлять 60−70 тонн. И такие мелкие лоты должны составлять не менее 10 процентов от объема продаж. Компании, конечно, сопротивлялись, но агентство их убедило. Сейчас мы видим, что 10 процентов для рынка – очень мало. Владельцы тупиков увидели, как они могут заработать. Поэтому планируем поднять эту нижнюю планку.

МИИР предложил акиматам аккредитовать операторов и составить их списки. Не все тупики получили право заходить на биржу и брать социальный уголь. И каждый акимат по-своему отработал это задание. Например, в Кызылординской области таких операторов оказалось 24, а в Костанайской – только 8. Пропускная способность каждого тупика – 5−7 тысяч тонн. Понятно, что при равных условиях Костанай получит меньше недорогого угля, чем Кызылорда, при большем спросе. Это тоже сказывается на цене. 

***

Отложенный спрос, видимо, и стал основной причиной дефицита угля в стране. Но что заставило людей ждать? Зима-то неизбежна. Есть только одна причина – снижение доходов населения. Из-за инфляции изменился спрос на товары и продукты. Проще говоря, мы стали больше тратить на еду. На другие нужды денег остается меньше. В том числе и на топливо.

P.S. Когда материал был уже готов к печати, один из доставщиков предложил мне купить шубаркульский уголь по 20 тысяч тенге за тонну, плюс 30 тысяч за доставку и 5 тысяч тенге надо заплатить бульдозеристу, чтобы тот насыпал не пыль, а кусковой уголь.

АЛМАТЫ