Любовь и лебеди

И наконец-то современные технологии позволили персонажам вернуться в исходные “декорации”: национальную оперу представили публике в формате open air . Но, как выяснилось, среди зрителей стойких кочевников, готовых к любым капризам погоды, осталось не так уж много: примерно треть публики не смогла досмотреть спектакль из-за внезапного похолодания.

Классические спектакли под открытым небом – явление для Казахстана достаточно новое. Началось все с оперы “Аида” год назад, в начале этого лета коллекция пополнилась балетом “Дон Кихот”.

Опера “Кыз Жибек” стала третьим произведением, которое решено перенести из величественных театральных залов Государственного театра оперы и балета “Астана Опера” на улицу.

– Жанр спектакля на открытом пространстве открывает новые режиссерские возможности. Колоссальная работа была проделана техническими службами театра во главе с Виктором Караре. Open air дает абсолютно новые ощущения публике. Спектакль приобретает некий формат шоу во многом за счет зрелищности, – говорит режиссер спектакля под открытым небом Еренбак ТОЙКЕНОВ.

В постановке под открытым небом всего больше: больше задействованных артистов, больше животных. А уж по количеству дебютов нынешняя постановка “Кыз Жибек” и вовсе бьет рекорды. Это первая самостоятельная работа режиссера, новой является партия Жибек и для солистки театра “Астана Опера” Мадины ИСЛАМОВОЙ.

– Партия Кыз-Жибек всегда была моей мечтой, и когда я услышала, что у нас в театре намечается такая постановка, наравне с другими артистками начала самостоятельно изучать эту роль. Сегодня мне выпала честь представить зрителю свою Жибек. Очень надеюсь, что она придется публике по душе, – призналась журналистам перед представлением Мадина Исламова.

Исполнители партий Толегена Медет ШОТАБАЕВ и Бекежана Сундет БАЙГОЖИН известны не только заядлым театралам, но и для них, как выяснилось, эта постановка “Кыз Жибек” своего рода дебют:

– Я раньше принимал участие в концертах под открытым небом, но оперу исполняю впервые. Выступать на улице, конечно, сложнее. В театре есть акустика, когда выступаешь, заранее знаешь, как и куда направлять звук. А тут – открытое небо, – волнуется заслуженный деятель Казахстана Сундет Байгожин.

– Для меня очень волнительно выступать в национальной опере – я впервые пою на казахском языке. Но надеюсь, что все получится хорошо и удастся показать всю красоту и мелодичность этого великого произведения, – говорит заслуженный деятель Казахстана Медет Шотабаев.

Как и Сундет Байгожин, под открытым небом Медет Шотабаев выступает впервые. Впрочем, вся труппа уверена, что именно “Кыз Жибек”, рассказывающая не только о любви, но и о жизни кочевых казахских аулов, как нельзя лучшие подходит для представления на открытом воздухе.

– Это прекрасно, когда ты смотришь на монумент Независимости, на нашу мечеть и исполняешь самую главную легенду казахской степи. Это незабываемый опыт! – уверена Мадина Исламова.

Началось представление с аншлага: свободных зрительских сидений практически не было. Многие пришли насладиться оперным искусством под открытым небом целыми семьями. Груднички – в колясках, дамы – в открытых вечерних платьях, казалось бы, что может помешать оглушительному успеху?

Рвение астанинцев и гостей города к высокому искусству решила проверить погода. То, что вечер обещал быть прохладным, было понятно заранее, но легкий дневной ветерок после захода солнца стал по-настоящему пронизывающим. Уже после первых арий артистов многие отцы семейств удалились, чтобы через полчаса привезти детям и женщинам теплые куртки и палантины. Но ветер все усиливался, становилось все прохладнее. К середине спектакля часть зрительских мест опустела, но момент, когда Жибек, не пожелав выйти замуж за нелюбимого, бросается вниз с утеса, увидели самые стойкие зрители. А дождаться финала стоило: улетающая ввысь песня “Гак-ку” под открытым небом звучит особенно пронзительно. И только тут, под звездами, становится понятно что “Кыз Жибек” – это не только о любви, но и о свободе. Свободе выбора, свободе чувств. И о верности. Причем даже не умершему возлюбленному, а прежде всего собственным убеждениям и сделанному когда-то выбору.

АСТАНА