Примерно такой разговор произошел в редакции «Каравана» на днях. И журналисты разделились на два «лагеря»: одни считают, что платить налоги надо, другие, что не платить налоги – это естественное желание любого человека. Так почему казахстанцы не хотят платить налоги?
Казах без понтов
- На это есть исторические причины. У Казахского ханства не было культуры платить налоги. Например, в Старшем жузе был хан Турсун. Он начал указывать Толе би, что надо установить налоги с племен Ташкентского казахского ханства, - рассказал «Каравану» Акан Арыстан, исполнительный директор ПАО «Палата аудиторов РК». - Все дело закончилось тем, что хану отрубили голову. Мы представители не той цивилизации, которая придумала сложную налоговую систему.
Мы до сих пор находимся под впечатлением диких 1990-х, когда было проще развести, чем платить налог. Простой пример – любой казах мечтает или мечтал купить прожорливый 6-литровый «Мерседес». Но платить за него налог в 300 тысяч тенге в год неохота. Поэтому его регистрировали как двухлитровый и налог падает до 15 тысяч.
У нас очень сложный Налоговый кодекс. Если я простой человек, который открыл салон красоты или СТО, то мне придется свой бизнес закрыть и пойти учиться на экономиста, или содержать Марию Степановну. Почему не молодую Карлыгаш? Да потому, что татешка прошла и Крым и Рым, и она прикроет если что. Как разбогатеть на мусоре, или Бутылки - самый невыгодный вид утиля
Для крупного бизнеса налоговая система еще сложнее. Поэтому они содержат дорогих налоговых специалистов. И каждый месяц они садятся и читают все изменения в законодательстве.
Как у них?
Средняя американская семья имеет доход около $70 тыс в год, из которых отдает 14 % федеральных налогов плюс платит налоги штата, если они есть. При этом 25 богатейших граждан США с 2014 по 2018 год суммарно увеличили свое состояние на 400 млрд долларов, но заплатили только 13,6 млрд долларов налогов. Или 3,4 % в год. В итоге получается, что миллиардер Уоррен Баффет платит меньше подоходных налогов, чем его секретарь.
В налоговом законодательстве США есть масса лазеек для сокращения налоговой базы. Самый простой – увеличить расходы. Если подоходный налог в 33 %, то покупка товара за $100 сократит прибыль, и $33 будут сэкономлены на налогах.
Доходы от прироста капитала после продажи акций и облигаций облагаются налогом в 15 %. Это ниже 35 % ставки на обычный доход, как, например, заработная плата.
Или самый понятный: вывезти деньги за рубеж, в оффшорную зону, чем часто пользуются и казахстанские миллионеры.
В Европе принципы ухода от налогов, в принципе, те же: больше расходов – меньше налогов. Но также активно европейцы пользуются налоговыми вычетами на транспорт, на ремонт помещений, приобретение имущества, через списание оборудования, на обучение и даже на покупку подарков клиентам и партнерам.
Не платить налоги – естественное желание любого человека. И мы с вами здесь не первые и не последние. Все это говорит о том, что платить налоги не любят все. Жители развитых и богатых стран - тоже.
Более того, в Налоговом кодексе РК тоже есть правила по налоговым вычетам. Правда, небольшие, но есть. Те, кто писал Кодекс, понимают, что платить налоги не совсем приятно.
Куда кривая выведет?
Во время президентства Рональда Рейгана у него был экономический советник – Артур Лаффер. Он создал теорию - кривая Лаффера. Идея проста – есть некая налоговая ставка на экономику, и она может привести к максимальным налоговым поступлениям в бюджет. А при определенных обстоятельствах это позволяет правительству снизить налоги и одновременно увеличить доходы и стимулировать экономический рост.
- Больше 40 % налогов собирать смысла нет. Корова сдохнет, - рассуждает Арыстан Акан. - Почему мафия в Италии бессмертна? После Второй мировой войны, когда начался экономический рост, мафия стала «крышевать» весь малый бизнес на юге страны. Ремесленники платили ей 10 % с дохода, а мафия, используя свои каналы, прикрывала их от внимания налоговиков и проверяющих органов. И бизнес начал расти.
К середине 1980-х годов оказалось, что под контролем мафии было больше половины всего МСБ. Этот опыт показал, что если ты берешь 10 % и сам даешь гарантии, то предприниматели вкладывают активно в бизнес даже деньги из кубышки.
- Мне кажется, что государство должно выступать в отношении МСБ больше агентом, чем фискалом. То есть я тебе помогаю, ты платишь минимальный налог в 10 %, но ты весь бизнес ведешь по-чистому, - рассуждает он.
Точка возврата
В 2020 году было опубликовано исследование о налоговой нагрузке в Казахстане. Налоговая нагрузка для Казахстана в 2019 году, при которой еще может быть экономический рост, была 34,5 %. А вот фактическая нагрузка тогда 17,6%. То есть тогда можно было поднять налоги почти в два раза.
Потом началась пандемия, государство заливало экономику деньгами – строило госпитали, платило пособия, поднимало зарплаты, помогало селу. Потом в 2022 году был Кантар: снова открыли нацфонд, чтобы залить деньгами недовольство. Пришла гиперинфляция.
Понятно, что возможности экономики платить налоги упали. Но Новый Казахстан требовал роста бюджета, поэтому если в 2019 году на затраты ушло 14 трлн тенге, в 2022 – 18 трлн тенге, а в 2024 – уже 23 трлн тенге. За пять лет бюджет вырос на две трети! Это очень много.
За счет чего был рост? Да за счет налогов, конечно. Для этого в прошлом году был принят новый Налоговый кодекс, который ужесточил отношение Комитета госдоходов к налогоплательщикам. А это и мы с вами, и предприятия, работающие в Казахстане. И, возможно, авторы Налогового кодекса эту точку Лаффера перешагнули.
Пишите проще
- На самом деле казахстанцы не отказываются платить налоги, - считает Максим Барышев, основатель группы компаний «Учёт». - Специфичность и сложность налогового законодательства становится барьером для предпринимателей. Текст настолько сложен, что в разных УГД одного города бывает разная трактовка той или иной нормы. Поэтому в 2020 году появился постатейный комментарий к Налоговому кодексу, книга, в которой разъясняются понятным языком требования налогового законодательства.
Еще один источник недоверия - частое изменение налогового законодательства. С 2018 года, когда был внедрен текущий Налоговый кодекс, в него уже внесены правки более чем 40 законами. Многие вносят правки задним числом. Бизнесмены просто не успевают за всеми изменениями. Некоторые поправки вносятся в статьи, а следом выходят законы, отменяющие эти поправки. Почему в ближайшее время импорт может убить казахстанскую промышленность
- В Казахстане сегодня 76 видов платежей в бюджет и внебюджетные фонды: 24 вида налогов, отчисления - 2, взносы - 4 (в том числе, ОПВР), платы -11, сборы -14, пошлины - 21. Особенно сложные расчеты, надо учитывать много нюансов, и большую нагрузку на бизнес дают налоги и социальные платежи с заработной платы, - рассказал он «Каравану». - Единый платеж с заработной платы, внедренный в 2023 году, не решил проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели. Предприниматели просят, чтобы написали простое и понятное налоговое законодательство, которое не будет изменяться как минимум 3 года. Например, решение об изменении ставок ИПН на дивиденды до 10 % вызвало резкую критику предпринимателей, которые уже работают в стране, и приостановило переговорный процесс с иностранными инвесторами, которые планировали инвестировать в Казахстан.
Надо делать плюшки
- Общая налоговая нагрузка на выплату заработной платы – 33 %. Плюс 1,5 % на ОСМС. В этой сумме есть только один налог ИПН – 10 %. Остальное чистая социалка. Но ведь это же выплаты людям? На пенсию, на социальное обеспечение, на медицину. Да, так и есть. Но с точки зрения бизнеса все это воспринимается как налог, так как эти деньги вымываются из оборотного капитала, - рассказал «Каравану» один из налоговых консультантов на условиях анонимности.
У любого бухгалтера на уровне рефлекса заложен принцип – сокращать расходы, которые не приносят доходы. Как это сделать? Вот тут начинается налоговое творчество. Самое простое – заплатить зарплату на руки. А уже сам работник вносит все социальные взносы.
Чтобы мотивировать предприятия платить налоги, надо создавать приятные плюшки. И вокруг одной уже с лета 2022 года разгорается один скандал за другим.
Государство решило, что будет возвращать НДС экспортерам. Законом предусмотрен механизм возврата, но налоговый орган создал такие условия, что вернуть НДС практически невозможно. Если добросовестный налогоплательщик видит, что государство свои обязательства не исполняет, то он будет или уменьшать свои показатели, или выведет производство в другую страну, где к нему будут относиться по-человечески. А таких примеров много.
Куда уходят налоги?
Другая сторона вопроса: на что эти налоги уходят?
В 2022 году Казахстан занял 28-е место в рейтинге открытости бюджета. Вроде здорово. Но на самом деле половина рейтинга – это вопросы гражданского бюджета, и по нему Казахстан сильно отстает.
Например, в бюджете 2024 года министерству цифрового развития выделено 17,2 млрд тенге на «Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства». Здорово. А что это значит? Как это поможет нам с вами в повышении скорости Интернета или качества мобильной связи? А сколько на это было выделено в прошлом году? Как определить, что деньги использованы правильно? А если их украдут, то как ухудшится качество нашей жизни?
Вопросов масса, и если не залезть с головой в бюджет страны и Бюджетный кодекс, ничего не поймешь. И так по всему бюджету.
В итоге мы сегодня имеем ЛРТ в Астане, регулярную переустановку бордюров и тротуаров в городах, покупку ненужной и дорогой техники министрами и акимами и банальное воровство денег из бюджета.
Если я буду знать, что мои деньги, которые государство выделит на покупку формы олимпийцам, будут украдены, то у меня, как простого налогоплательщика, нет желания эти налоги платить.
Каждый год прокуратура и антикор ловят чиновников на воровстве бюджетных средств. Это значит не только то, что зло наказуемо, но и то, что система не меняется. Она позволяет людям с нечистой совестью регулярно появляться на государственной службе и также регулярно воровать мои деньги.
Почему такой интерес вызывает размер заработной платы акимов и министров? Потому что это единственный путь примерно оценить, насколько честны высшие чиновники, которые управляют нашей страной.
Почему третий этап сдачи налоговых деклараций вызвал такое возмущение среди населения? Потому что мы не видим, что этот инструмент используется не как карательный. Государственные служащие уже сдают налоговые декларации, но как-то не видно увольнений чиновников из-за несоответствия их доходов и расходов.
Президент Касым-Жомарт Токаев предложил окрашивать бюджетные деньги, чтобы избежать коррупционных рисков. Отлично, почему бы не начать окрашивать деньги уже на входе, когда человек платит налоги? И, самое главное, дать ему возможность самому увидеть, на что уходят его налоги. Если условный Серик увидит, что его «десятка» ушла на строительство моста через ту же Бухтарму, он по-другому будет относиться и к мосту, и ко всему Восточному Казахстану, который завязан на Иртыш. Но если деньги ушли на очередной бордюр, то будьте уверены, он укажет это тому же антикору и потребует разобраться в происходящем.