Перед концертом во время фестиваля “Творчество без границ” в Астане мой взгляд невольно упал на пару пожилых людей в темных очках. Мужчина, чуть наклонившись над хрупкой женщиной, что-то старательно ей объяснял. Интуиция подсказывала: эта пара – с необычной судьбой, которой действительно можно гордиться…
– Буду исполнять песню “Туған жер”, – рассказала чуть позже Алтын Сатаевна. – Мы часто выступаем вместе с мужем, но эту песню спою одна под аккомпанемент оркестра.
– Публику тоже чувствуете?
– Конечно! Звуки – это целый мир! Я чувствую человека по тембру голоса, он создает особую ауру личности.
Вот так много лет назад Алтын Сатаевна почувствовала главную любовь в своей жизни. С мужем Тлеулесом Мукановичем они познакомились на концерте, а потом встретились в обществе слепых. Оказалось, что и работали в одном цехе.
– Приходите к нам завтра вечером на чашечку чая, – пригласили супруги.
На следующий день я уже была в гостях у четы Мукановых. Ухоженная квартира казалась еще более уютной от добродушия хозяев и мало чем отличалась от обычной квартиры, разве что некоторые предметы приспособлены под быт незрячих людей.
Зрение маленькая Алтын потеряла, будучи двухлетней малышкой, после тяжелой болезни. Но слепота не мешала ей, старшей из детей, быть первой помощницей и даже выступать в сельском клубе. Девочку с богатыми вокальными данными приглашали на концерты в районы Целиноградской области:
– Самой большой моей мечтой было учиться, заниматься музыкой. Хотелось стать самостоятельной. Вот и рискнула однажды убежать с подругой. И не куда-нибудь, а в Москву!
Отчаянная Алтын в 15 лет, без ведома родителей отправилась искать свое счастье. И почти добилась желаемого: девочку с подругой определили в приют, пообещали устроить в народный хор. Правда, вернуть зрение столичные врачи обещать не стали: после такого недуга это было невозможным. Но тут пришла срочная телеграмма – заболела мама. Алтын вернулась в родное село. Во второй раз, вновь не сказав родным, она уехала в 18-летнем возрасте. На сей раз – в Целиноград. Вступила в общество слепых, устроилась на работу для людей с ограниченными возможностями и стала заниматься любимым делом – пением.
– Образ супруги я помню хорошо, – говорит глава семьи. – Общительная, веселая – она буквально ворвалась в наш коллектив. Она заражала импульсом своего жизнелюбия.
В отличие от жены Тлеулес Муканович помнит мир во всех красках. Стремительное ухудшение зрения настигло его в годы учебы на оркестровом отделении в Актюбинском культпросвет-училище. Обиженный сокурсник, нарушитель дисциплины, решил отомстить старосте группы Тлеулесу за отчет на дисциплинарном совете. Удар в правый глаз столовой вилкой лишил молодого парня зрения. Хуже стал видеть и левый глаз. О продолжении учебы не могло быть и речи:
– Возвращаться в родное село без диплома и с потерянным зрением мне не хотелось, потому решил переехать в Целиноград, где было общество слепых.
Так много лет назад их свела судьба. Тлеулес Муканович и Алтын Сатаевна воспитали троих детей, имеют семь внуков и уже нянчат двоих правнуков. И все годы – на производстве ли, на репетициях или в суете домашних дел – рука об руку.
Тем временем нас уже ожидал накрытый хозяйкой к чаю стол:
– Ждем сегодня детей и внуков. Вкусы у всех разные. К семи успею приготовить.
– Супруга отменно готовит, – добавляет Тлеулес Муканович. – Чего стоит только бешбармак!
– Кулинария должна быть у женщины на уровне интуиции, – улыбается Алтын Сатаевна…
Покидая этот дом, я уносила какое-то особое чувство восхищения силой духа этих людей, сумевших наперекор судьбе жить, любить, творить и верить.
Астана