Оказывается, всенародно любимый писатель не знал точной даты своего рождения. И остановился на первом дне года – 1 января. По казахской традиции раньше люди не запоминали точную дату рождения, а только год и сезон. Родной брат Ильяса – Равнак, оказался в схожей ситуации. Интересно, что с течением времени 1 января вдруг поменялось на 10 января. И так до сих пор эта дата фигурирует в документах и справках. Сын писателя Козыкорпеш Есенберлин говорит, что его отец никогда не праздновал свой день рождения. Не любил.
Мы встретились с сыном литератора – Козыкорпешем ЕСЕНБЕРЛИНЫМ, чтобы пройтись по самым памятным и дорогим сердцу его отца местам в Алматы. Писатель очень любил этот город и в своих произведениях описывал его памятники, скверы, фонтаны. Наша первая остановка – в КазНТУ, Казахском национальном техническом университете. В середине 30-х он назывался Казахским горно-металлургическим институтом. Ильяс Есенберлин отучился в нем пять лет. Но сначала был целый год усиленной учебы на рабфаке – рабочем факультете. Ребятам из аулов, чтобы пройти конкурсный отбор и поступить в институт, нужно было основательно подготовиться.
– Байконуров, ставший впоследствии академиком, был сокурсником отца, – рассказывает Козыкорпеш Есенберлин. – Я тоже хотел поступать на геологический факультет, но отец сказал, что “с такой специальностью будешь все время в экспедициях”. В итоге я пошел на горный факультет. А вот моя старшая сестра окончила геологический факультет.
Те годы дали много именитых выпускников, которыми гордится вуз, – это Омирхан Байконуров, Акжан Машанов, Ильяс Есенберлин и другие. Хотя сам Есенберлин прославится совсем в другой области – в литературе. Но известно, что именно благодаря приобретенной в институте профессии он однажды спасся от смерти. В 1951-м Есенберлина арестовали, дали большой срок и сослали на верную погибель – на строительство Каракумского канала в Туркмению. Там ссыльные умирали от неимоверной жары и нечеловеческих условий труда. Помог случай: начальник узнал, что Есенберлин – специалист по взрывному делу, и перевел его на эту менее тяжелую работу.
Учебу же он закончил в 1940-м, уехал на работу в Джезказган, а потом ушел на фронт. После госпиталя (был ранен в ногу. – Прим. авт.) Ильяс вернулся в Алма-Ату. По мнению Козыкорпеша Есенберлина, навыки, свойственные технической профессии, стали хорошим подспорьем в поиске, отборе и анализе материала для знаменитых монументальных произведений “Кочевники” и “Золотая Орда”:
– Создание книг было системной задачей, ему надо было проанализировать весь исторический материал. И прийти от общего к частному и от частного к общему на основе фактов, летописей и рукописей.
В этот дом писатель с семьей переехал в 1963 году и жил в нем до конца жизни, до 1983 года. На доме – мемориальная доска в память об Ильясе Есенберлине:
– Здесь были написаны практически все его книги. До этого он писал только стихотворения, и были кое-какие повести. Работал на киностудии, был известен в своих кругах, но еще не издавался. Все сестры в этом доме вышли замуж. Мамина мама жила в соседнем дворе – напротив, во дворе гастронома “Столичный”.
По соседству был Дом писателей. Есенберлин часто гулял в сосновом парке с Морисом СИМАШКО, Ануаром АЛИМЖАНОВЫМ, Олжасом СУЛЕЙМЕНОВЫМ, Юрием ДОМБРОВСКИМ.
– Выдающийся русский писатель Домбровский здесь был в ссылке. Они вместе работали на киностудии, написали много совместных сценариев. Он перевел на русский язык книги отца – “Опасную переправу” и “Лодку, переплывающую океан”. Остались дружны, даже когда Домбровский вернулся в Москву, постоянно писали друг другу письма. С Ануаром Алимжановым они были близки по духу. Алимжанов был первым секретарем, отец – вторым секретарем Союза писателей Казахстана. Он же написал послесловие к “Кочевникам”. Морис Симашко был переводчиком трилогии “Кочевники” на русский язык.
Из этого дома писатель и ушел в последний путь:
– Многие писали, что папа умер от переутомления. Он завершал работу над “Золотой Ордой” и “Лодкой, переплывающей океан”, ему было 69 лет. До этого участвовал в книжной ярмарке в Москве и уже там плохо себя чувствовал. Врачи приехали, забрали в больницу, сказали, что был инфаркт. А ночью произошел разрыв сердца… Они неправильно диагностировали и разрешили ему ходить, это ошибка была…
Мы останавливаемся на углу улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра, где в центре Алматы находится школа имени Есенберлина. Здесь учился и его сын Козыкорпеш:
– В 2004–2005 годах школа № 25 отмечала юбилей, тогда ей дали имя Ильяса Есенберлина. Эту школу окончили председатель Сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ, знаменитый финансист Даулет СЕМБАЕВ. Здесь учился российский политик Владимир ЖИРИНОВСКИЙ. Ожидали, что он приедет на празднование, но у него не получилось.
Козыкорпеш говорит, что, когда он учился, отец часто заходил в школу. Спрашиваю: было ли к нему особое отношение со стороны учителей?
– Нет, не было. Отец тогда еще не был известным. А потом, у нас были другие примечательные дети – отпрыски эмвэдэшников и кагэбэшников.
В Оперном театре Есенберлин познакомился с Дилярой ЖУСУПБЕКОВОЙ (на фото), ставшей впоследствии его единственной музой, верной спутницей жизни и матерью их четверых детей:
– Знаю, шла зима 1943-го. Во время войны в Алма-Ате жила знаменитая балерина Галина Уланова. Ее, как и других артистов, эвакуировали в наш город. Родители ходили на постановки с ее участием. Отец увидел маму впервые в гардеробе театра, они случайно там столкнулись, помог ей одеться. Они любили это место, любили друг друга, всю жизнь прожили вместе, никогда не ссорясь. Рядом с Оперным театром отцу дали первую квартиру, через несколько месяцев он отдал ее коллеге по работе, когда тот женился. Сам ушел в общежитие.
А еще через пару месяцев писатель сам женился, но привести молодую супругу было некуда. Он пошел просить другую квартиру. Она была не такой добротной, как первая, – в двухэтажном деревянном доме. В нем, чуть выше алматинской школы № 56, родились все четверо детей Есенберлиных. 17 лет они прожили в этой квартире. В конце 60-х дом снесли. ГАТОБ же навсегда остался для семьи особым местом:
– Особенно им нравилось гулять летом, по вечерам, они могли зайти к бабушке по дороге. Тогда тут были сквер, ТЮЗ. Они шли вниз по улице Панфилова до старой площади около кафе “Акку” и дальше, к Дому правительства. Помню себя 12-летним пацаном, мы на велосипедах гоняли, и раз – вижу: “Папа идет!”. Гостиницу тогда уже построили, и в фонтаны принято было бросать деньги, а нашим любимым занятием было эти деньги собирать.
Наша прогулка по памятным для Ильяса Есенберлина местам завершилась. Здесь, к счастью, по-прежнему ощущается дух старой Алма-Аты. Гуляя здесь, напитываешься энергетикой тех лет, когда люди были добрее, а мир – проще...
В конце 2014 года комиссия по охране памятников истории и культуры Алматы отклонила просьбу родственников писателя Ильяса Есенберлина об установлении в городе его памятника.
Писатель родился в маленьком городке Атбасаре, но большую часть своей жизни провел в Алматы. Все его творческие достижения неразрывно связаны с этим городом. Для Ильяса Есенберлина он был особенным. Поэтому родные писателя хотели, чтобы в Алматы был установлен памятник. В конце 2014 года директор фонда Ильяса Есенберлина – Козыкорпеш Есенберлин – получил ответ из управления культуры Алматы, что его обращение на имя акима Ахметжана Есимова об установке памятника перед школой № 25 было рассмотрено. В ответе из акимата говорится, что вопрос обсуждался на заседании комиссии по охране памятников истории и культуры города Алматы, которая является консультативно-совещательным органом при акимате, и было вынесено решение – отклонить. Отказ мотивирован тем, что в Астане, Алматы и Атбасаре уже имеется улица имени Ильяса Есенберлина. Управление культуры Алматы… рекомендовало установить памятник знаменитому писателю на его родине, в Атбасаре.
Алматы