Любимые и нелюбимые животные казахов: что об этом говорят традиции

Редакция медиа-портала Сaravan.kz  решила разобраться в том, насколько это согласуется с казахскими традициями, и какую роль животные играют в национальных обрядах и поверьях. 

Известный энтограф Акселеу Сейдимбек писал, что уважительное отношение кочевников к природе было этической нормой. "Они хорошо знали, что чем больше будут сближаться с природой и понимать ее тайны, тем больше узнают о способах выживания. Можно жить счастливо, находя общий язык с ней и не стараясь подчинить себе", - приводят слова исследователя 365.info. Однако, если разобраться, не всё так просто - хотя бы потому что никто не отказывался при этом от того, чтобы есть мясо и использовать шкуры животных. Этому дают такие объяснения: даже закалывая животное, перед ним извинялись, объясняя, что такова необходимость - чтобы выживать, людям нужно есть. Однако, закалывая скот, казахи руководствовали и другой целью: жертвоприношением. 

Баран

Чаще всего в жертву приносят именно барана, он символ земной жизни и достатка. Обычай угощать им гостей несёт в себе сакральный смысл по нескольким причинам.

Первая - в том, что, подавая разным людям разные части тела, хозяева как бы делятся различными благами. Когда подают бешбармак, в блюдо для девушек принято класть печень, которая символизирует жизнь из-за кроветворения, сердце для ритмизующего начала и одухот­воренности, а также язык - для красноречия. При этом могут пожелать: "Кызым, тілің сайрап тұрсын!", то есть: "Девочка моя, пусть твоя речь звенит!"

Вторая причина сакрального отношения к барану: он считается единственным животным, которое побывало в раю. Именно с этим связывают то, что его чаще, чем других, приносят в жертву. Получается, что с одной стороны барана любят и уважают, а с другой стороны - это приводит к тому, что его лишают жизни, пускай это и положено делать настолько гуманно, насколько возможно. А уж что за посмертные приключения ждут тушу, которая попадёт на кокпар...

Не исключено, что этим двояким отношением можно объяснить то видео, которое недавно поразило алматинцев: мужчина ехал в центре города с незакрытым багажником, из которого торчали головы трёх живых овец. Впрочем, неизвестно, не закрыл он багажник из  уважения перед животными, или просто не получилось. 

Конь

С лошадьми ситуация обстоит иначе. В жертву их приносят не так часто - разве только белую кобылу. Однако в древности коня могли убить, чтобы похоронить его с погибшим владельцем. Зачастую погребали не всё тело целиком, а только его голову, и это объясняют так: если баран символизирует средний мир, то конь - высший. Он олицетворение мудрости и связи с предками, поэтому было важно положить к усопшему именно верхнюю часть, средоточие интеллекта.

Есть и другие традиции, связанные с лошадьми, например, Ермек Турсунов в книге "Қарашаңырақ" писал об обычае бәсіре. По его словам, если примерно в одно время рождались мальчик и жеребёнок, последнего называли бәсіре, и он принадлежал новорождённому. Такого жеребёнка нельзя было зарезать или продать, он должен был расти вместе с ребёнком, как друг. Турсунов объясняет это тем, что кочевники таким образом приучали детей лучше понимать животных, ведь в будущем им предстояло иметь с ними много дел. 

Из всех животных коня можно назвать одним из самых любимых у казахов, он даёт кочевникам свободу передвижения. Однако и громкие случаи жестокого обращения с лошадьми тоже происходят в наше время.

Например, в этом году казахстанцев шокировало происшествие в Алматинской области. На территорию одного мужчины забрела лошадь его соседа. Разозлившись, хозяин участка намеренно переехал её на внедорожнике несколько раз. Впрочем, реакция людей свидетельствует о том, что для большинства казахстанцев подобное поведение остаётся недопустимым: узнав, что живодёра отпустили полицейские, соседи едва не устроили над ним самосуд. 

Корова

Зато про отношение казахов к корове трудно сказать многое. Хотя коров и разводили, обрядов с ними не так много, да и режут их не часто - молоко получают. Тем не менее, в одном СМИ пишут, что "в истории степняков именно в год коровы приключались страшные беды. Поэтому казахи не очень ее привечают и предпочитают не резать крупнорогатый скот в их год". На другом портале говорится о том, что корова - символ потустороннего мира, мира мертвых, Хаоса и предначала, и в этом есть определённый культурный смысл. Если корова - проводник на другую сторону, то в её год врата туда открываются. 

В таком контексте даже отпадают вопросы к быку, которого привели на годовщину свадьбы. Молодое животное упиралось и не хотело идти, вести его пришлось двум мужчинам - оно и неудивительно, в банкетном зале было шумно. Однако по логике связи с другим миром, бык оказался как раз на своём месте. Дело в том, что у разных национальностей свадебные традиции напрямую связаны с ритуальными обрядами. На свадьбе невеста символически умирает для своей семьи, чтобы возродиться в семье мужа. Когда-то, когда молодую жену увозили в другой аул, она могла годами не видеться со своей роднёй, и бык, как знамение ритуальной смерти, оказывается относительно уместным. Правда, неизвестно, думали ли об этом сами дарители, к тому же, это не сама свадьба, а двухлетняя годовщина...

Верблюд

Ещё одно парнокопытное, которое важно для казахов - это верблюд. Если баран - средний мир, конь - высший, а корова - потусторонний, то верблюд - это космос, объединяющий их. Этим можно объяснить то, почему верблюда называют главой животных - "ұлық мал". Кроме того, верблюд рассматривается как дух, он также может символизировать смерть, поэтому и в народных легендах он часто появляется на кладбищах и местах паломничества.

Если лошадь - самое любимое животное для казахов, то верблюда можно назвать самым уважаемым. Кроме того, его мясо не очень популярно для еды, и, возможно, поэтому про него не так много печальных новостей. Если пишут о том, что верблюд погиб - с большой вероятностью, это был несчастный случай, ДТП, а не намеренное вредительство. Кроме того, в Казнете периодически появляются видео, на которых люди спасают верблюдов, которые не могут выбраться из ям. 

Кошки

А наименее уважаемыми животными можно назвать кошек. Именно про них вы найдёте не только добрые поверья, но и дурные. Взять хотя бы фразеологизмы, связанные с кошкой: "мысық тілеу" - злоумышленник, "сүтке тиген мысықтай" - с виноватым видом, "мысықтанды" - подхалим. Кроме того, Е-history.kz пишет, что молодым семьям не рекомендовали заводить кошку, пока у них не появились дети: считалось, что это животное забирает всю ласку женщины, и поэтому у пары не рождается младенец. 

Также уточняется, что в казахском фольклоре и бытовой культуре крайне редко можно обнаружить сведения о кошках. Однако некоторые поверья всё же есть. Например, по поведению кошки казахи предсказывали погоду, а также верили, что это животное может видеть потустороннее. Если она беспокоилась и мяукала, то древние казахи могли решить, что рядом нечистая сила, и начать закрывать окна и двери. 

С точки зрения мусульманства же кошка считается очень важным животным, ей даже можно входить в мечеть - есть легенда о том, что пророк собирался вставать, но кошка лежала на его чапане, и, чтобы не будить любимицу, тот отрезал подол. В связи с этим по поверьями казахов нельзя пинать и мучить кошку: раньше верили, что того, кто обидел животное, ждет кара небесная.

Однако в наше время, кажется, кошки - одни из самых многострадальных животных в Казахстане. Им прыгают на головы, их швыряют через заборы, душат, поджигают. И таких новостей очень много, по количеству с ними могут сравниться разве что новости о том, как кто-то мучил собак.

Собаки

И если к кошке изначально было неоднозначное отношение, то у собаки в казахской культуре всегда было особое место. Она считается одним из семи сокровищ у казахов, особенно - если пёс породы тазы. Когда-то такой щенок настолько ценился, что за него могли отдать даже кобылу, которая собиралась принести жеребёнка.

Считалось, что если пес помочится на остов юрты, то она отмечена удачей. Кроме того, вообще большинство счастливых моментов в жизни казахов были связаны с собакой: когда дома, наконец, появлялось это животное, у его жителей исполнялись желания, молодожёнам желали много детей, как у собаки, а невестка должна была покормить собаку с края подола. Беременной женщине и вовсе нельзя было прогонять собаку или кричать на нее.

Старой собаке, которая была уже очень дряхлой, в рот клали кусок сала, поворачивали голову в сторону Каабы, читали молитву, а затем закалывали, чтобы та больше не мучилась.

Однако в наше время убить пытаются даже молодых и здоровых собак. Кто-то душит дверцей холодильника, многие привязывают к машине и заставляют за ней бежать, запинаясь, а кто-то и вовсе насилует фаллоимитатором

Птицы

Не так часто сейчас страдают, разве что, птицы, но вряд ли причина в особом уважении - скорее дело в том, что они не подпускают людей к себе слишком близко, потому и избегают проблем. А между тем, для казахов любая птица - символ свободы, при том не утилитарной, как конь, а недостижимой - у неё есть крылья, но улететь с их помощью человек не может. 

Чокан Валиханов писал : "Не стреляют лебедей из уважения к святости (кие), называя их царскими птицами. Не бьют сову, филина, дятла, көкқарға (синего ворона) и кукушку". Убийство любой из этих птиц сулит человеку несчастье. Многие из них почитаются, как священные - и это не только лебеди. Например, священной называют и ласточку. Если она свила гнездо в чьём-то в доме, казахи радуются, ведь это хорошее предзнаменование. Ещё к когорте священных птиц относится чёрный гриф: его перья используются при изготовлении стрел и называют в его честь сыновей.