«Путь будет непростым в создании ЕАЭС, потому что затрагиваются интересы — не просто разговоры, декламации дипломатов — это конкретные деньги, например, ввозные пошлины», — заявил Лукашенко в четверг на пресс-конференции в Минске.
При этом он подчеркнул, что альтернативы этому движению нет, поскольку «весь мир интегрируется».
Россия, Белоруссия и Казахстан подписали 29 мая 2014 года в Астане договор о Евразийском экономическом союзе, он вступил в силу с 1 января 2015 года. Второго января к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае ожидается присоединение Киргизии. Создание ЕАЭС выводит страны-участницы бывшего Таможенного союза, чей суммарный ВВП составлял 85% валового продукта СНГ, на более высокий уровень интеграции. Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ (170 миллионов человек), который станет новым мощным центром экономического развития. Белоруссия с 1 января 2015 года вступила в председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии.
Белорусский лидер отметил, что немало сил вложено в создание этого экономического интеграционного проекта. «Где-то кто-то выигрывает, где-то кто-то проигрывает, где-то шли на ощупь… Мы это образование создаем буквально несколько лет, а это огромная нормативная база, и требовать, что должны быть в экономике решены многие вопросы, нельзя. Хотя есть моменты, которые вообще не должны были присутствовать после подписания документов (о создании ЕАЭС - ред.), эти, как вы в СМИ называете, молочные, мясные войны», — признал Лукашенко.
Он напомнил об оговорке, с которой Белоруссия подписала договор о создании ЕАЭС. «Если договоренности будут соблюдаться — мы будем свято соблюдать (положения ЕАЭС - ред.), если не будут соблюдаться — мы оставляем за собой право вплоть до выхода», — пояснил президент.
Однако он убежден в необходимости «сохранить единство», отметив, что для Белоруссии с 10-миллионным населением иметь 170-миллионный рынок сбыта ЕАЭС - это благо. Вместе с тем Лукашенко поддерживает возможность ускорения интеграции, более быстрого создания единых рынков энергоресурсов, транспорта, электроэнергии. Но президент отметил, что ускориться будет сложно. «Надо спокойными быть в этом отношении», — сказал Лукашенко, заметив, что при неоправданном ускорении «можно мышцы и штаны порвать».