Лучшие спектакли Юрия Любимова

Признанный реформатор российского театра Юрий Петрович Любимов родился в 1917 году. Сложно поверить, но театральная карьера основателя Театра на Таганке началась еще до Второй мировой — в 1935 году Любимов играет первую роль в студенческой постановке в театральной студии при 2-м МХАТе. Режиссером Юрий Петрович становится в 1959-м, поставив на сцене Театра имени Вахтангова пьесу Александра Галича "Много ли человеку надо". Режиссер посвятил театру более полувека жизни, поэтому выбрать "лучшие"  спектакли Любимова почти невозможно.

"Добрый человек из Сезуана", 1964

В 1964 году Любимов кардинально преобразовывает непопулярный Московский театр драмы и комедии — в столице появляется знаменитый Театр на Таганке. Первым на новой площадке поставили спектакль по пьесе в те годы малознакомого советским зрителям Бертольда Брехта "Добрый человек из Сезуана". В постановке дебютировали будущие звезды: Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Алла Демидова и Владимир Высоцкий. Спектакль, предполагавший прямую коммуникацию между актером и зрителем, стал в СССР настоящим театральным новшеством. Притча об извечной борьбе добра со злом собрала аншлаг и по сей день является своеобразным символом театра.

"Добрый человек из Сезуана"

"Гамлет", 1971

В этом спектакле Владимир Высоцкий сыграл свою самую знаменитую роль. Известную пьесу Шекспира ставят почти без декораций и исторических костюмов — сцену делил пополам аскетичный шерстяной занавес, а Высоцкий выходил в джинсах и свитере, как в жизни. Знаменитый актер и музыкант превращался в принца Датского долее 300 раз, последний выход на сцену в роли Гамлета Высоцкий совершил за неделю до смерти, в 1980 году.

"Гамлет"

"Преступление и наказание", 1979

Любимов стирает границы между сценой и залом — зрители, по задумке режиссера, должны быть частью театрального волшебства. Поэтому все, кто пришел посмотреть на театральную версию "Преступления и наказания", попадали в зрительный зал нестандартным способом: облупившаяся белая дверь вела не в патер, бельэтаж или на балкон, а прямо в комнатку старухи-процентщицы с зеркалом, комодом и иконой. Любимов ставит Достоевского в преддверии сложного десятилетия своей театральной карьеры. В 80-х власть запретила спектакли "Владимир Высоцкий" и "Борис Годунов", а в 1984-м лишила знаменитого режиссера гражданства. Запад принял Любимова с распростертыми объятиями: Юрий Петрович ставил спектакли в Европе и США, работал за знаменитыми оперными театрами Ковент-Гарден, Гранд-опера и Ла Скала.


"Преступление и наказание"

"Доктор Живаго", 1993

На родину Любимов возвращается в 1988 году. Его запрещенные спектаки обретают вторую жизнь. 90-е годы оказались не менее плодотворны, чем предшествующая карьера. В 1993 году режиссер ставит спектакль по "нобелевскому" роману Бориса Пастернака "Доктор Живаго" с Валерием Золотухиным в главной роли. Трагичные годы революции и гражданской войны обрели соответствующие декорации: из мрачноватых подмостков отовсюду торчали лопаты, символ перепаханной истории страны. В начале 90-х, когда Россия вновь переживала кардинальные перемены, постановка оказалась как никогда актуальной.

"Живаго"

"Князь Игорь", 2014

В июле 2011 года Юрий Любимов покидает стены родного театра. Уход по собственному желанию режиссер объяснил конфликтом с Департаментом культуры и труппой театра. Однако на этом карьера 94-летнего мэтра не заканчивается. Уже в 2012 году на сцене Театра имени Вахтангова, где некогда начиналась взрослая карьера Любимова, состоялась премьера нового спектакля "Бесы". В 2013 году гению режиссера открывает двери Большой театр — режиссер ставит оперу "Князь Игорь". Эту версию знаменитой оперы Бородина прозвали "Любимовским князем Игорем" — настолько самобытной, по-любимовски лаконичной и элегантной получилась постановка. Билеты были раскуплены за много месяцев до премьеры. Последней работой Юрия Любимова стал спектакль "Школа жен" на сцене "Новой оперы", премьера которого состоялась 20 мая этого года. 5 октября 2014 года великий режиссер ушел из жизни.

"Князь Игорь"