Это может решить многие проблемы, связанные с контролем над качеством услуг, квалификацией врачей и коррупцией. По крайней мере, такого мнения придерживаются сами общественники.
Проведение реформ, вообще стало старой доброй традицией при назначении нового главы какого-либо министерства или ведомства. Таким образом, они уже превратились в коллекцию. Каждый новый министр мечтает попасть в историю. По этому поводу можно было бы иронизировать сколько угодно, если бы эти реформы не проводились бы на живых людях, а сами реформаторы не смотрели бы сверху вниз с иезуитским выражением лица: может быть, даже выживут.
С новым министром состоялся интересный диалог. Его спросили как раз о том, что когда его сменят, начнут проводить новую реформу. Какой смысл изменять сегодня что-либо? На это он сказал, что сегодня нужно провести такую реформу, чтобы отпала необходимость в проведении следующей. Как это сделать?! Нужно, чтобы она была бы направлена на интересы пациента и эффективно работала. Тогда не возникнет необходимости что-то повсеместно реформировать.
Диагноз показывает, что, как правило, реформы, которые проводились в медицине, к реальному прогрессу не привели. Отрасль находится далеко в незавидном положении. Материальное состояние, по выражению нового министра Ерболата Досаева, находится в ужасающем положении. Общеизвестно, что в большинстве руководство различных лечебных заведений страдает коррупцией, а менеджмент находится на уровне советского.
Да и откуда в больнице взяться хорошему менеджменту? В мединститутах еще не начали присваивать западную степень МВА (магистра делового администрирования). Словом, как всем известно, медицинский аппарат поражен теми же "болезнями", что и весь остальной государственный.
Нужно сказать, что новый министр настроен очень решительно. Он собрался реформировать в отрасли все коренным образом, о чем было записано в одном из вариантов программы. Однако общественники предложили убрать слово "коренным". Дескать, не с нуля начинаем, и какаяникакая, а основа уже есть. А реформировать все коренным образом, значит сравнять все с землей, а потом строить что-то новое. Это не совсем справедливо. В общем, решили делать просто реформу без революций.
Почему Досаев настроен так решительно? Говорят, что в свою бытность предпринимателем, он периодически сталкивался с проверками СЭС и т.д. Видимо, памятуя прошлую жизнь, он решил перестроить контрольно-надзорный орган с точки зрения позитивной отдачи.
Нынешняя реформа в Министерстве здравоохранения отличается тем, что в докторской среде ее проводит не доктор. Некоторые врачи и общественники где-то этому даже и рады, - новый, свежий взгляд на прежние проблемы. Как говорят общественники, у докторовруководителей мозги зашорены корпоративным интересом.
Вероятно, это продолжение новой политической моды - назначать в одно ведомство представителя из другого цеха и профессии. Как известно, такой эксперимент сегодня проводится в МВД. Министр Заутбек Турисбеков, как известно - не полицейский. До недавнего момента в Минобороны ответственный пост занимала чиновник без погон Жанат Ертлесова, которую потом, правда, отправили в антимонопольное Агентство, где она и служит по сей день.
Но это что касается силового блока, а здесь цивильная служба. Вероятно, для того, чтобы поставить дело, сегодня в любое министерство необходимо назначать команду хороших менеджеров. А к ним уже приставлять специалистов из отрасли, для того, чтобы они консультировали по специфическим вопросам.
Но вернемся к нашей медицине. Общественники медики очень даже тепло отзываются о новом молодом министре. Если не сказать, очень молодом. Ведь Ерболату Досаеву, насколько известно, нет еще и сорока - для политика, возраст мальчишеский.
Айжан Садыкова, президент Ассоциации врачей и провизоров РК (АВиПК), в интервью Караван.kz, сказала, что новый "главный врач страны" на совместной с общественниками встрече очень даже внимательно выслушал все идеи и предложения. Такой внимательности было трудно добиться от прежних руководителей ведомства.
Экс-министр Жаксылык Доскалиев в свое время приоткрыл дверь своего ведомства общественным медицинским организациям. Это стало своего рода жестом демократии. Но это максимум, что он мог сделать. За 15 лет существования Ассоциации врачей и провизоров только сегодня к ним стали лицом поворачиваться официальные лица и организации.
Теперь, собственно говоря, о проекте самой реформы. Программа широко обсуждается как в правительстве, так и среди медиков. До августа месяца включительно им дали время, чтобы они предоставили свои разногласия, поправки, предложения и т.д. Рассчитан проект на 5 лет: с 2005 до 2010 г.г. руководство Минздрава сегодня колесит по городам и весям с целью изучения ситуации, получения информации.
Одно из основных направлений в реформе направлено на оказание первичной медицинской помощи или, иными словами, профилактику или предупреждение заболевания. Это отличается оттого, что сегодня отечественная медицина настроена не на профилактику, а на то, как говорила одна докторша со злобным и решительным видом в известном фильме "Покровские ворота": "… резать к чертовой матери…!". Общеизвестно, что болезнь легче предупредить, чем потом тратить много денег, времени и сил на лечение. Благодаря тому, что Минздрав делал акцент на само лечение, а не на предупреждение, в стране кривая заболеваний поползла вверх.
По мнению некоторых докторов, кривая заболеваний в стране растет благодаря отсутствию профилактики. Если многие болезни предупредить, естественно, эта кривая пойдет на убыль. Как иногда горько шутят сами доктора, если население будет здоровым, врачи потеряют свою работу. Возникают подозрения в сговоре, что медицинская бюрократия когда-то и отменила профилактику. А говорили, как всегда, что нет денег. Кроме того, что было плохое финансирование, был также из рук вон плохой менеджмент. Хотя зарплата у медперсонала до сих пор остается на грани первичных физических потребностей, несмотря на то, что Казахстан переживает невиданный доселе экономический подъем.
Новый министр предлагает укрепить материальную базу. Проехавшись с инспекцией по регионам, он был несказанно удивлен техническому состоянию сегодняшних больниц. Технический парк медиков устарел, сегодня лечат на аппаратах, сделанных еще при царе горохе.
Более удручающая картина наблюдается в медицинских учебных заведениях. Будущим медикам фактически не на чем учиться. А еще когда зачеты и экзамены принимают за взятки, становится понятным, что болеть действительно не выгодно, и даже опасно. Лучше быть здоровой и конкурентоспособной нацией!
По поводу направлений в медицинском образовании Ерболат Досаев сказал, что сегодня в отрасли не хватает управленцев. Вообще многие подходы необходимо менять по части кадровой политики, формирования базы данных, переподготовки специалистов. В общем, руководство Минздрава нацелено изменить подготовку кадров в таком ключе, когда доктора кроме знаний в области медицины обладали бы навыками менеджмента, а также юриспруденции, экономики, финансов. Необходимо растить не только лечащих докторов, но также врачейхозяйственников и управленцев. Ведь больница - это такое предприятие, как и все остальные и им нужно уметь эффективно управлять. Это особенно важно в период рыночных отношений.
Министерская реформа предполагает активизацию общественных медицинских организаций на участие, сотрудничество и партнерство с госорганами. Это означает, что часть полномочий, которыми владеют государственные лечебные учреждения, будут разделены с негосударственными. В частности, под общественный контроль передаются такие функции, как сертификация, аккредитация, аттестация и лицензирование - в общем, одни из самых ключевых управленческих полномочий.
Естественно, общественным организациям не отдадут контрольно-надзорные функции. Зато у них появится возможность осуществлять предлицензионный контроль или ревизию, и сказать свое решительное "нет". Общественный контроль сможет проверять качество врачей и их услуг.
Айжан Садыкова сказала, что общественный контроль над государственными учреждениями - это общемировая практика. Без подобного контроля у государственных учреждений появляется чувство безнаказанности, а это ведет ни к чему иному, как к скрытности, и как результат, к коррупции. Государственные же медучреждения, с другой стороны, даже рады "скинуть" с себя часть нагрузки общественным организациям.
По части ответственности, эксперты говорят, что общественные объединения будут нести ее наряду с госучреждениями, как поставившие свою подпись и печать. Ответственность будет как административной, так и уголовной.
Всего у нас насчитывается несколько десятков таких общественных медицинских организаций и ассоциаций, которые работают по узким профильным направлениям, связанным с заболеваниями. К примеру, Ассоциация диабетиков.
Программа реформы разбита на несколько этапов. За период 2005-2007 г.г планируется решить правовые вопросы в медицинской законодательной области, подзаконных актах. Медицинская юридическая база также поражена болезнями: нормативные подзаконные акты (приказы, распоряжения, письма) почти никак не систематизированы, есть очень много нереальных постановлений, с трудом исполняемых на практике. Часть нормативов уже устарели и противоречит новым. Некоторые постановления просто забыли отменить. Короче, обычная тяжелая бюрократическая картина.
Специалисты по этому поводу возлагают надежды на Минюст, который проводит в настоящее время экспертизу законодательства. Проблема только состоит в том, что Минюст поручил самим ведомствам отыскивать брак в собственной нормативно-правовой базе. Вопрос заключается лишь в том, насколько ведомственный интерес позволит устранять "ошибки", которые не исключено, были приняты специально.
Актуальным вопросом на сегодняшний день остается регламентация минимальной гарантированной медицинской помощи населению. На простом языке это означает то, какую именно помощь и в каком объеме имеет право получить гражданин за счет бюджета. А то ведь придешь в государственную больницу, а там начинают уже выжимать из пациентов. И что самое интересное, наши доблестные правоохранительные органы отмалчиваются. Вероятно, и они тоже, как все простые смертные, болеют, и поэтому не хотят портить отношения с докторами.
Кроме всего прочего, Ерболат Досаев намерен бороться с аптечными киосками, которые располагаются в заданиях больниц и поликлиник, как с не отвечающими санитарным нормам. Кроме того, в госорганах нет информации в отношении продаваемых медикаментов, их сроках годности, качестве и т.д.
В реформе предлагается пересмотреть отношение к врачу общей практики. Иными словами, это врачуниверсал, который должен владеть сразу многими навыками: быть, терапевтом, травматологом, кардиологом, хирургом как у взрослых, так и у детей. Раньше таких врачей общей практики назначали одним приказом без особой подготовки. После такого назначения, к примеру, врачстоматолог впадал в растерянность от отсутствия навыков, практики и знаний, если ему предлагали поработать проктологом. Такие вот чудеса медицинской бюрократии.
Сегодня же предлагается ввести еще в вузе специальный курс врачей общей практики. Их еще называют семейными врачами. Предлагается закреплять за ними целые семьи. Как известно, институт семейного врача хорошо развит на Западе. Семейный врач знает все болячки, и ему не нужно лишний раз вникать в историю болезни заново. Это очень удобно. По мнению экспертов, институт семейного врача будет эффективен в условиях функционирования страховой медицины. Кроме того, за здоровье отдельного взятого гражданина будет нести ответственность персональный врач, а не бесчисленная армия докторов в белых повязках.
По большому счету медики не согласны с тем, что это они полностью виноваты в плохом состоянии здоровья населения. По их мнению, государство не обеспечивает медицину всем необходимым для того, чтобы врачебный корпус работал с полной отдачей. Когда начнут адекватно финансировать сферу, когда будет налажен эффективный менеджмент, тогда и можно будет спрашивать. По большому счету необходимо разграничить солидарную ответственность между врачом, работодателем и пациентом.
Как раз развитие первичной медико-санитарной (профилактической) помощи станет приоритетным направлением для развития. Кроме того, основным направлением станет обеспечение санэпиднадзора: качество продуктов, воды, экологии, одежды, предметов быта. Сегодня есть большой набор различных СанПиНов и прочих стандартов, однако мало кто их соблюдает.
Эксперты говорят, что сегодня очень много денег и других затрат уходит на службу реабилитации и стационара. И все это не оправдано. Услуги врача, медсестры и прочего медперсонала очень дорого стоят. Проблема заключается в том, что пациент "слишком долго" находится в стационаре. По мнению экспертов, в послеоперационный период пациент нуждается не столько в хирурге, сколько в психологической адаптации. Лечение у государственного психолога становится не таким затратным. С этой целью необходимо построить реабилитационный центр.
Не секрет, что если человеку проделали какую-нибудь операцию, к примеру, ампутировали ногу, он получает шок, психологическую травму. Как раз сегодня в государственных клиниках не занимаются лечением психологических травм, однако, как раз они и оказывают влияние на дальнейшее состояние. Та же ситуация складывается с остальными категориями больных. Лучшим вариантом для них станет пребывание в реабилитационном центре. Проблема заключается в том, что таких специалистов-"реабилитологов" еще нет. Их предстоит только начать готовить. А еще выстроить отношения будущих реабилитационных центров с больницами и поликлиниками.
Подобного рода направление должно будет дать работу психологам, число которых сегодня растет каждый год, а применения им нет в адекватном объеме. Психологическая профилактика нужна не меньше, чем общеврачебная. Да к тому же услуги частнопрактикующего психолога стоят дорого. Дороговизну медицинских услуг, наверное, возможно разрешить при помощи страховой медицины.
В Минздраве сегодня оценивают систему госзакупок и тендеров как громоздкую, малоповоротливую и, самое главное, неэффективную. Следовательно, ее намерены также пересмотреть. Процедура закупок теперь будет проходить при контроле со стороны медицинских общественных объединений.
К концу 2005 года уже будет внедрена усовершенствованная технология изучения удовлетворенности граждан медицинским услугами. Делается это для налаживания эффективных путей обратной связи для осуществления контроля над медициной. Данная информация будет поступать не только в правительство, но также и в общественные организации. По расчетам, это должно привести к повышению качества медицинских услуг.
В одном журналистском материале, естественно, трудно рассказать обо всей программе в целом. В краткой форме можно добавить, что, кроме всего прочего, большой раздел программы посвящен проблемам материнства и детства, информатизации и компьютеризации, подготовки переподготовки кадров, повышения материального содержания учреждений зарплаты персоналу, чтобы те не вымогали деньги у пациентов и т.д.
Айжан Садыкова сказала, что программа реформы в начале была не совсем идеальна. В ней ничего не было сказано о развитии психологической службы. Кроме того, ничего не сказано об этике биомедицинских (в том числе фармацевтических) исследований. Не секрет, что фармацевтические фирмы без всякого разрешения могли испытывать и испытывают свои разработки на живых пациентах без всякого разрешения и, тем более, компенсации.
В данном случае представляется важным очень четко структуризировать защиту прав пациента и врача, а также разработать положения профессиональной этики. Медикиобщественники считают важным защитить и пациентов.
Кстати, современные врачи не дают никакой клятвы Гиппократа - это заблуждение для непосвященных. Некоторое время назад казахстанские врачи вообще никому ни в чем не клялись и не божились. Только при экс-министре Доскалиеве была принята присяга врача Республики Казахстан. И лишь в этом году выпускники медицинских вузов подписывались под казахстанской присягой.
Государственная присяга представляет собой обязательство хранить врачебную тайну, а также в обязательном порядке оказывать первую, неотложную помощь всем нуждающимся. За нарушение данной присяги грозит уголовная ответственность.
В качестве резюме хочется сказать несколько слов.
На первый взгляд, данная реформа поражает, как сегодня выражаются, тем, что "технично" спланирована. Неизвестно, насколько полно она воплотится на практике. Придется подождать до 2010 года. Однако можно уже сегодня сказать кое-что.
Как отмечалось выше, реформа задумана на 5 лет. Практика же показывает, что министры занимают свои должности не более двухтрех лет. Если следовать этой логике, Ерболат Досаев будет наблюдать конец начатой им реформы, находясь в другом кресле.
Как исходит из самой программы, новое руководство пытается решить две генеральные задачи: наладить эффективный менеджмент (в том числе финансовый), а также увеличить финансирование отрасли и укрепить материальную базу.
Как и в других министерствах, данное ведомство возглавляли многие. И все они были медиками. И никто из них не мог навести порядка. Теперь решили поставить финансиста. Наверняка, для того, чтобы наладить не только эффективный финансовый менеджмент, но и менеджмент вообще. В данном случае Ерболата Досаева следует рассматривать не столько отдельной персоной, сколько одним из членов команды молодых технарей, как их иногда называют. У нас в правительстве, как всегда, действует командный подряд.
Как уже отмечалось выше, прежние руководители были чиновниками в белом халате. Вполне возможно, как врачи они были хороши, а вот управленцами оказались плохими. Делали реформы ради реформ, не сильно заботясь о конечном результате. Либо просто не знали, как нужно реформировать эффективно.
Об их плохом менеджменте говорит также и то, что они не желали прислушиваться к медицинскому сообществу, - дескать, сами с усами. Погибель руководителя - это самонадеянность и гордыня - два смертных греха. Даже если они и были в плену этих смертных грехов, в мединституте их не учили навыкам эффективного менеджмента. Это хотят запускать только сегодня. Здесь и кроется ответ на вопрос, почему они не могли навести порядок в своей епархии.
Для того чтобы наладить порядок в какой-либо отрасли не обязательно быть профессионалом в этой области, нужнее - быть хорошим управленцем.
Две главные составляющие любого дела заключается в толковом управлении и наличии финансов. При наличии финансов требуется искусное управление ими. Ибо даже при наличии больших денег, но при не умении обращаться с ними, их можно пустить по ветру.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru