Напомним, актюбинские волонтеры собрали 2 миллиона тенге и помогли многодетной матери Айсулу Куздыбаевой, ютившейся в маленькой комнате с пятью детьми, провести ремонт крохотного 14-метрового жилища, купить мебель и все необходимое для жизни.
Первого марта, в День благодарности, многодетная мама Айсула Куздыбаева была приглашена на мероприятие, где в праздничной обстановке с цветами и под торжественную музыку аким Уразалин вручил женщине сертификат на 2 миллиона тенге. Айсулу Куздыбаева не могла поверить своему счастью от того, что глава региона решил ей помочь. И, как оказалось, не зря.
Обналичить подаренный сертификат на 2 миллиона женщине не удалось. На деле он оказался бумажкой.
«Мы спросили у молодежи: сколько вы потратили на ремонт? По их словам, они сделали ремонт, купили мебель, в общем, около двух миллионов потратили. Для того чтобы показать сумму, на которую была оказана помощь, мы вручили Айсулу этот сертификат», - заявила журналистам заведующая секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Актюбинской области Маржан Корганбаева.
Штукатурка, покраска, обои, люстра, потолки, мебель – вот что, как оказалось, было заложено в двухмиллионный сертификат и было подано под соусом «праздничного спектакля».
Само собой, данная история возмутила общество. И удивляться тут нечему. Но о чем она нам говорит? Политолог Замир Каражанов заявил, что подобные инциденты говорят о слабой политической ответственности.
- Вообще-то это не первый случай, до этого у нас «награждали» квартирами спортсменов, были другие нелицеприятные моменты. Если всё сравнивать, то трудно сказать, кто побил рекорд по «пробитию дна». Тем более что в подобных случаях может зарыться банальная бюрократическая ошибка.
В погоне за галочкой и цифрами не проверили все обстоятельства. Вспомните, как за социальной помощью приезжали люди на автомобилях премиум-класса. Выходит, что работники социальных органов списки получателей плохо проверяли. Да и к самим таким «несостоятельным» гражданам возникает не меньше вопросов, - отметил Каражанов.
Но, по словам эксперта, необходимо разбираться во всех деталях, прежде чем давать какую-либо оценку.
- Очевидно, что меры поддержки населения повышают авторитет власти в обществе. Указывают на то, что проблемы людей решаются, укрепляется доверие, солидарность. В принципе, это нормальное явление, но иногда случаются конфузы. Другое дело, почему с подобными фактами периодически сталкиваемся? Скорее всего, они говорят о слабой политической ответственности. Это не юридическая ответственность! Она не прописывается в законе, и за нее никого не лишают свободы. Тем не менее политическая ответственность существует. Ее можно наблюдать часто в развитых демократиях. Она связана с доверием, авторитетом власти и тех, кто занимает должностные кресла. По большей части она связана с этическими принципами, моральными рисками и моральной ответственностью перед обществом, гражданами, коллегами.
По новостям мы видели, сколько высокопоставленных политиков в странах Запада, уличенных в скандалах, покидали свои посты. Политическая ответственность наступает в случае, если должностное лицо опорочило себя и бросило тень на возглавляемую им структуру. Это может быть партия, организация, госорган. Потому что за такое поражение тоже кто-то должен нести ответственность, и несет ее лидер организации. Хотя формально он может оставаться на своем посту, но ведь после этого он утратит поддержку, доверие в организации. Кодекс самураев: лучше уйти достойно, чем жить с позором. В порядочном обществе не принято протягивать руку тому, кто пренебрег его принципами. Никто ни от кого ничего не потребует, но всем все понятно. Это и есть ответственность. А там, где ее нет, будет происходить девальвация ценностей.
В политической сфере это выражается в том, что некоторые ключевые посты занимают слабовольные люди. Потому что если у человека нет принципов, внутреннего стержня, то откуда у него возьмется воля? Поэтому существует политическая ответственность за решения, поступки, действия как механизм отбора лучших из лучших, - резюмировал господин Каражанов.