На днях лопнуло терпение у начальника департамента дорожной полиции МВД РК Омурзака Тусумова, который предложил вернуть на городские автомагистрали Алматы большие пассажирские автобусы.
По мнению главного дорожного полицейского республики, основными виновниками хаоса на автострадах, по-прежнему, остаются многочисленные и вездесущие маршрутки.
Создается впечатление, что их водители либо никогда не изучали правил уличного движения, либо начисто их игнорируют.
Маршрутники плюют на правила, остальных водителей и своих пассажиров
Многим алматинцам не раз пришлось наблюдать патологическое поведение водителей этих "мелкопакостных" средств передвижения.
Мало того, что они стремятся максимально уплотнить "человеческий материал" и набить салон своей маршрутки под завязку. Водители, подруливая за очередным клиентом, совершают такие головокружительные пируэты, что их пассажиры испытывают почти такие же перегрузки, как и летчики-истребители.
Заметив машущего рукой потенциального пассажира, водители маршруток, не включая сигнала поворота, внезапно шарахаются из крайнего левого ряда к обочине. Такое поведение, естественно, вызывает взрыв негодования у следующих позади него водителей и вполне может привести к конфликту с обоюдным рукоприкладством.
Подобная езда отечественных камикадзе повергла в ужас даже неустрашимого каскадера, победителя кольцевых гонок "Нэскар - 2001" Эрика Норриса, сына легендарного техасского рэйнджера Чака Норриса. Пока голливудского гостя довезли из аэропорта в отель "Анкара" на джипе "Тойота - Сюрф" он, по его собственным словам, более сотни раз успел проститься со своей молодой жизнью.
В самом конце пути, Эрику посчастливилось стать невольным свидетелем рукопашной схватки между водителем "Газели" 512-го маршрута и владельцем "Ауди-100", которого маршрутник неучтиво подрезал. После недолгой борьбы, победителем в этом бою стал крупногабаритный водитель "Ауди": он не только задавил противника своим объемным авторитетом, но и разбил ему нос.
Кстати, самому автору в прошлую пятницу пришлось спасать водителя 506-го маршрута от физической расправы со стороны конкурентов. Когда экипажу, едущего рядом микроавтобуса показалось, что водитель 506-й маршрутки забрал их пассажиров, те набросились на него с кулаками. От публичного линчевания нашего водителя спасло только вмешательство его собственных пассажиров.
"Мудан" он и есть "мудан"…
Невзирая самую настоящую охоту, открытую два года назад городскими властями Алматы на микроавтобусы российского производства - "Газели", спокойнее на дорогах не стало.
Хотя "Газелей" стало гораздо меньше, на смену им прикатили квадратные "Мерседесы", а также, прочие древние и кособокие раритеты импортного автомобилестроения. Все эти разнокалиберные и разваливающиеся на ходу агрегаты отличались от "Газелей" лишь высотой потолка. Их пассажиры теперь получили возможность ехать, выпрямившись на две трети своего роста, а не сложившись пополам.
Альтернативой "Газелям" и прочим ужасным повозкам стали закупленные в Китае автобусы с почти неприличным названием "Mudan". При виде них алматинцы сначала обрадовались, но радость продолжалась только до первой поездки. Оказавшиеся в муданской утробе люди не могли понять, почему это китайское чудо, имея габариты доброго, старого советского "Пазика", вмещает вполовину меньше народу? И почему в его проходе может стоять только один человек?
Ответ на эту загадку дал первый заместитель начальника управления дорожной полиции Владимир Рогачев. Оказывается, китайцы сделали этот автобус для перевозки … детей.
Владимир Рогачев: "Этим самым объясняется узкий проход между пассажирскими креслами и малый размер самих сидений.
Данный автотранспорт для эксплуатации в Алматы не подходит. Конструкция автобуса очень слаба, а двигатель маломощен. Как показала практика, в случае резкого торможения не выдерживают крепежные болты сидений. В результате, сидения вырывает, а люди, катапультируясь, летят в своих креслах под ноги других пассажиров. С течением времени, выяснилось, что "Муданов" на дорогах Алматы не меньше, чем "Газелей". Их водители точно так же продолжают игнорировать правила безопасности движения и забивают свои автобусы до предела. Поэтому, в случае дорожно-транспортного происшествия, которых становится больше день ото дня, количество пострадавших растет в геометрической прогрессии.
Виновниками большого числа аварий становятся именно водители маршрутных микроавтобусов. Они постоянно нарушают правила дорожного движения: выезжают на встречную полосу, подрезают идущий сзади транспорт, пытаются проскочить на красный сигнал светофора.
Причиной такого поведения является погоня за длинyым рублем. Но винить в этом одних водителей было бы не совсем правильно. Не менее виновны "хозяева", владельцы этих транспортных средств, которые рисуют им почти невыполнимый план и загоняют водителей в жесткий временной график. Интервал движения между двумя машинами одного маршрута не должен превышать 4 минуты.
Поэтому, стремясь наверстать время, упущенное в постоянных пробках, особенно в час пик, водители просто обязаны проявлять чудеса изворотливости.
В итоге, не укладываясь в график, они произвольно меняют маршрут движения, превышают скорость и идут на иные нарушения.
Главная проблема - уменьшение количества единиц пассажирского транспорта за счет увеличения посадочных мест осталась неразрешенной. Естественно, что на дорогах свободнее тоже не стало".
Руководство департамента пассажирского транспорта Алматы в настоящее время проводит тендер, который должен выявить, кому именно из претендентов достанется право развозить горожан по городу.
Акимат Алматы и департамент пассажирского транспорта в ближайшее время примут решение о закупке больших пассажирских автобусов. Руководители ведомств считают, что такая акция существенно уменьшит количество автотранспорта на дорогах Алматы и повысит ответственность водителей: на работу будут принимать только высококвалифицированных и дисциплинированных профессионалов.
Ко всему прочему, не следует забывать, что кроме повышенной аварийности микроавтобусы еще и загрязняют воздух южной столицы. Поэтому, пусть вместо десяти "Муданов" останется один большой автобус.