Две недели назад мы писали о том, что Казахстан закупает препараты для лечения больных вирусным гепатитом В, С в разы дороже, чем это делают другие страны. Так, в Египте цена 48-недельного курса лечения гепатита С для одного человека стоит 2,5 тысячи долларов, в Украине, Грузии – 5 тысяч долларов, а в Казахстане – более 16 тысяч. Еще в феврале директор общественного фонда AGEP’С (“АНТИГЕПАТИТ’С”) Сергей БИРЮКОВ написал письмо в Министерство здравоохранения РК и получил ответ, в котором его приглашали принять участие в переговорах по данному вопросу. Но когда будут эти переговоры, до сих пор так и не сообщили.
Между тем недавно ТОО “СК “Фармация” был проведен очередной тендер по закупу лекарств:
– Нам стало известно, что 12 октября СК “Фармация” завершила тендер, препараты были закуплены по цене 310 долларов за ампулу, – рассказывает Сергей Бирюков. – Таким образом, 48-недельный курс лечения гепатита С для одного человека стоит 14 880 долларов. От наших коллег из других стран мы узнали: 17 октября в Грузии прошел аналогичный тендер. Там первоначальная цена за ампулу препарата составляла 105 долларов. Тендер проходил в три этапа, в результате цена была снижена до 65 долларов. Грузии удалось добиться, чтобы курс лечения составил всего 3120 долларов на человека.
Ежегодно Казахстан закупает препараты для лечения 1000–1300 человек. В “листах ожидания” до 2019 года стоят еще 13 тысяч казахстанцев. Схема лечения гепатита В, С во всем мире одинаковая. А сколько еще тех, кто уже болен, но еще не подозревает о своем заболевании?
– Если бы Казахстан закупил препараты по грузинской цене, то к концу 2014 года удалось бы вылечить полностью всех казахстанцев с вирусом гепатита С, В, – говорит наш собеседник.
Обращался ли фонд “АНТИГЕПАТИТ’С” непосредственно к производителю жизненно важных препаратов, почему такая разница в цене для стран СНГ?
– 2 октября мы обратились к компании-производителю с просьбой снизить цену на противовирусные препараты, – продолжает Сергей Бирюков.– 16 октября в Алматы приезжал представитель центрального офиса компании по работе с Украиной и странами СНГ. Мы общались 4 часа! Со своей стороны, мы говорили о том, что надо снижать цены, искать пути выхода. Представитель подтвердила свою готовность к диалогу по поводу расширения доступа к лечению. Получается, общественные организации, производители готовы к диалогу, а Минздрав уже девять месяцев не может организовать переговорный процесс!
Позиция Минздрава на фоне роста смертности в РК от злокачественных образований, в том числе и от цирроза печени, выглядит странной. Или, повторим свой вопрос, – кому-то выгодно покупать лекарства по очень высоким ценам?