Сколько часов интеллектуального труда может выдержать первоклассник? Какое количество времени школьной нагрузки под силу выпускнику? Не перерабатывают ли сегодня дети в учебных заведениях, ведь в моде - интенсификация… и гиподинамия тоже. Об интенсификации помнят все. О гиподинамии - забывают. И напрасно.
Озадачились этой проблемой ученые одного московского НИИ. Взрослые тетеньки и дяденьки взяли секундомеры и пошли в школы. Вымерили часы занятий, обследовали психическое и физическое состояние учащихся и, как результат исследования, выдали некие санитарные правила, гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных заведениях. Документ получился толковый, а главное - свеженький, 1999 года приготовления. Сейчас у нас в Казахстане все санврачи по нему работают. Спросите, причем тут санврачи и образование? При том, что именно эти люди в белых халатах следят за организацией учебного процесса в школах и горячо, чуть ли не с пеной у рта, настаивают на научном подходе к такому понятию как школьный труд. Увы, увы, научные выкладки плохо приживаются на местной школьной почве. Отчего так?!
Заведующая отделением гигиены детей и подростков Алматинского санэпидуправления Гаухар Нуркеевна Жуматаева говорит, что причина несерьезного отношения к данной проблеме кроется в глобальном бескультурье людей, общества в целом. Людям что сейчас надо? Пробиться в жизни. И в основном люди предпочитают это делать головой, то есть своими знаниями. Это - по большому счету. По маленькому, то есть в школах все еще запущеннее. Учителя зациклены на учебных планах. Впихивают в детей знания (вернее определенный объем знаний) любой ценой. Родители по настойчивости не отстают от учителей. Они носятся с качеством знаний и буквально требуют изучать все подряд, причем - углубленно.
Хоть бы кто-нибудь всерьез вспомнил (формально-то все знают), что дети - не резиновые. Что у них элементарная физиология имеется, игнорировать ее - ох как небезопасно. Но печальная перспектива нездоровья ребенка в силу своей удаленности совершенно не пугает взрослых. А вот острота интеллекта у маленьких детей умиляет и радует… уже сейчас. Отсюда нелепости со школьной нагрузкой, перекосы в школьных программах и умственная усталость учащихся.
Ежеквартальные проверки школ санврачами подтверждают, что в некоторых школах учебная нагрузка превышает предельно допустимые нормы для учащихся всех классов. Дети перерабатывают, утомляются, устают. Даже если они ни черта там не учатся? Даже если… они просто ходят в школу и присутствуют на уроках. Сколько же надо работать головой в неделю среднему ученику, чтобы уложиться в стандарты?
Предельно-допустимая норма для первоклассника - 26 часов в неделю (для второго класса- 27, для третьего - 27, четвертого - 28, пятого - 33, шестого - 34, седьмого - 36, восьмого - 37, девятого 38, десятого - 39, одиннадцатого - 39). Если грубо раскидать 26 часов в неделю первого года обучения на шесть дней в неделе, то в день получается по четыре с половиной часа занятий. В это время должны входить обязательная нагрузка учебного расписания, факультативные занятия, выполнение домашней работы и занятия по интересу в каком-нибудь клубе или кружке.
На самом деле ребенок работает душой и телом гораздо больше. Вместо трех уроков у малышей может случиться все пять! И домашняя работа будет обязательно, хотя по инструкции в первом классе домашняя работа не предусмотрена. А потом еще сердобольные родители попросят чадо что-нибудь почитать… до посинения и поговорить с ними на трех языках сразу. При этом родители будут таять от восторга и тихо гордиться таким талантливым ребенком. А головастое чадо медленно, но верно будет терять аппетит, здоровый сон и вообще вкус к жизни. Обследование детей, находящихся в так называемых группах риска - это ученики третьих, пятых и восьмых классов - показывает, что больше половины детей уже в этом возрасте имеют серьезные проблемы с пищеварением и диагноз - гастрит на нервной почве. Сам ученики в эти кризисные возрастные периоды частенько признаются, что им тяжело учиться, часто бывают головные боли, тошнота, ничего не запоминается , а после школы смертельно хочется спать, ощущается разбитость и усталость, подавленность.
Кстати, там, где дети учатся по шестидневке (включая субботу), нагрузка более - менее укладывается в нормы, и школьный труд сбалансирован. Но очень многие школы давно перешли на пятидневку. Взрослые разгрузили себе субботу, зато загрузили учеников по полной программе. Хорошо, если в такой школе правильно учитывается сочетание предметов: трудные чередуются с легкими. А если нет? И чаще всего - нет.
Еще в 70-ых годах профессор Сивков разработал таблицу оценок по трудностям каждого предмета. К самым трудным относятся: иностранные язык, алгебра, геометрия, физика. Учитывая дневную кривую умственных способностей детей, расписание должно быть уравновешенным по трудностям. К сожалению, школа, со всеми ее трудностями, не в состоянии позволить себе о какой-то там умственной кривой ребенка. Тут учителей бы не растерять! Поэтому расписание уроков составляется не под возможности учеников, а исключительно под возможности учителей, тех, которые работают по совместительству.
Директоров в этой ситуации, отчасти можно понять: у них не хватает хороших кадров, вот они и рады создать благоприятные условия работы профессионалам. А детская физиология - "ерундистика", с которой носятся санврачи.. На фоне всех остальных школьных проблем эта выглядит действительно несколько надуманно. Собственно это и определяет особенности нашей национальной школьной почвы. Всем нужны знания. А здоровье - личное дело каждого. Вот так.
По официальным данным медиков 70 процентов выпускников наших школ выходят во взрослую жизнь почти что инвалидами! Но в качестве бонуса за синдром хронической усталости дети имеют некую степень образованности. При этом санврачи утверждают, что у детей было бы намного меньше проблем со здоровьем, если бы у них в школе были… нормальные перемены! Они что, бывают ненормальные? Оказывается, да. Именно такие они сейчас у современных учеников. Школы жестоко экономят на отдыхе детей, сокращая перерывы до минимума: пять минут, максимум пятнадцать, тогда как маленькие перемены должны быть по 10-15 минут, плюс две большие перемены по 20 минут.
Для администрации школ эти параметры не новость. Она прекрасно об этом знает, и не знает она только одного, как эти нормы увязать со второй сменой учащихся, которые должны придти в школу не позже 14.00. Приходится выкручиваться за счет перемен.
Кстати, когда врачам все-таки удается навести в школах порядок и восстановить законные, длительные перемены, начинают бунтовать не только учителя, но и родители. Такое случается довольно часто. Они требуют, чтобы перемены стали прежними, маленькими, аргументируя тем, что их дети не обязаны возвращаться со школы затемно. Это - очень страшно! Утверждения врачей о том, что с их детьми уже происходят страшные вещи, никого не пронимают. Санврачи много спорят по этому поводу до сих пор. Но по-настоящему действуют на школы только штрафные санкции. Научные же доказательства и заблаговременные предупреждения о сгорбленных спинах и плохом зрении не имеют никакой реальной силы.
И еще одно правило научной организации учебного процесса находится в остром конфликте с интенсификацией образования. Это, как ни странно, продолжительность урока. Нет, нет, святые 45 минут пока остаются неприкосновенными, но уже не для всех.
Время урока пересмотрено для первоклассников. Специально для них разработан ступенчатый режим обучения. В первой четверти уроки должны идти по 35 минут, три урока в день. Во второй четверти - по 35 минут 3-4- урока в день. В третьей четверти - по 40 минут, и только в четвертой - по 45. Понятно, что при таком рассусоливании, вряд ли могут быть довольны учителя! Им же свои планы выполнять надо. Вот и зреет конфликт. Но если честно, за пределами школы, любой учитель скажет, что все саннормы - правильные, распрекрасные, расчудесные. И учебные планы тоже правильные, распрекрасные, расчудесные. Однако совместить их практически невозможно. Вот и приходиться что-то одно нарушать. И поскольку общество в целом делает ставку на интенсификацию, а точнее - департамент образования - то физиология единогласно и без обсуждений приносится в жертву. Кому и ради чего? Вопрос философский, но, представьте себе, не безнадежно безответный. В очень скором времени каждая отдельно взятая семья, в которой рос ученик, а вырос инвалид, получит этот самый ответ. Но тогда, заметьте, со школы взятки будут гладки. Может быть, "интенсификаторы" на это и рассчитывают? А на что рассчитывают родители?
Они, доподлинно известно, надеются, что с их ребенком случится все самое только хорошее, а сколиоз, очки, посаженная печень и нервный почерк достанутся соседскому ребенку. Пока дети учатся в начальных классах (честное слово) родители именно так и думают. Но когда их чадо заканчивает девятый класс (переходной) папы и мамы советуют подумать великовозрастному ребенку самому: стоит ли дальше так гробить свое здоровье в школе или все-таки лучше знать меньше, да быть здоровее? Не правда, странный выбор предлагается сделать ребенку. Сами родители ничего изменить в этой дикой ситуации не могут. Не в состоянии. Вторгнуться в учебный процесс и пересмотреть учебные планы они не имеют права. Хотя… в Финляндии и Норвегии родители, озабоченные здоровьем своих детей, отвоевали для себя такое право. Но так там и в школах больше всего ценится психологическая устойчивость ученика и его адаптивность в жизни. А у нас, по-прежнему, в чести устаревшие ЗУН - знания, умения, навыки.