Литературный туризм в Казахстане: спрос есть, гидов нет

А почему бы и нет? На волне подъема внутреннего туризма литературные туры по Казахстану могли бы стать изюминкой. Тем более, как выяснилось, спрос на путешествия такого рода есть.

По следам мастеров пера

Нынешним летом отрасль внутреннего туризма испытала колоссальный подъем, пандемия выступила отличным драйвером роста. Казахстанцы бросились по всем популярным направлениям, в этом сезоне было многолюдно везде! Искушенному путешественнику уже сложно предложить нечто эдакое да в родных пенатах. Красоты природы – не единственное наше богатство. Так, например, в Казахстане можно было бы развивать… литературные туры! Одной из популярных дестинаций могла бы стать Восточно-Казахстанская область. Именно отсюда родом 3 глыбы казахской литературы – Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов.

Поклонники их творчества, исследователи, энтузиасты, все заинтересованные могут начать свой литературный маршрут в Семее со знакомства с Государственным историко-культурным и литературно-мемориальным музеем-заповедником Абая “Жидебай-Бөрілі”.

Ему 16 октября исполнится 81 год с момента основания. В его структуру входят: литературный музей Абая и медресе Ахмета Ризы, музей “Алаш арыстары – Мухтар Ауэзов” в Семее, музей Мухтара Ауэзова в урочище Борили, музей ученика Абая акына Кокбая Жанатайулы в урочище Такыр Кокбайского сельского округа, музей поэта, акына Шакира Абенулы в селе Кундызды, музей акына, певца, композитора Асета Найманбайулы, расположенный в Урджарском районе ВКО.

– Мы сейчас наблюдаем большой интерес – к нам едут не только школьники и студенты. Этим летом был высокий спрос, туристы приезжали семьями, своими компаниями на нескольких машинах, были экспедиции, – рассказывает заместитель директора Государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая “Жидебай-Бөрілі” Мейрамгуль КАЙРАМБАЕВА. – Люди хотят на своем транспорте в сопровождении гида отправиться из Семея до Жидебая. Но здесь есть упущение. Фирмы, которые оказывают такие услуги, в основном формируют групповые туры – возят микроавтобусами по 15 человек.

Сейчас очень популярен маршрут до Коныр-Аулие (священная пещера с озерами в горе Актас в Абайском районе. – Прим. авт.). Температура озера зимой и летом – плюс 4 градуса, объект вошел в сакральную карту. Тот, кто туда едет, всегда заезжает в Жидебай. От Семея до Жидебая – 180 км. К сожалению, у нас поездки в Жидебай ограничены погодными условиями – путешествовать можно с конца апреля по конец октября, пока дороги и погода позволяют.

Мекка казахской поэзии

Урочище Жидебай в Абайском районе – это 6 400 га заповедной зоны, в которой находится дом-музей Абая, от него в 1 200 метрах расположены могила Абая и Шакарима (величественный мавзолейный комплекс “Абай-Шакарим”), музей “Шәкәрімнің Саят қорасы” (“Охотничий домик Шакарима”), колодец Кунанбая, всего здесь расположено 16 объектов. Жидебай называют Меккой казахской поэзии.

– Абай похоронен рядом с братом Оспаном. Когда Абай умер, в 1904 году, его хотели похоронить в урочище Акшокы – это также родовая зимовка, где жил его отец Кунанбай. Но она находится в 80 км от Жидебая, достаточно далеко, – продолжает Мейрамгуль Кайрамбаева. – Абай умер на жайляу, погода стояла жаркая, боялись, что не довезут, и решили похоронить рядом с младшим братом в Жидебае. Вообще, зимовка в Жидебае сначала принадлежала отцу, потом там поселился младший брат Абая – Оспан. Он умер рано, в 1892 году, и поскольку тогда существовал закон аменгерства (жены умерших братьев должны выйти замуж за кого-нибудь из деверей), его вдова Еркежан из всех деверей выбрала Абая.

Абай переехал к ней, в Жидебай, и последние 10 лет жизни провел там. Переехав, он по своему проекту построил дом-зимовку, специально для этого были приглашены рабочие из города. Построенный дом и является сейчас музеем.

У Жидебая есть своя аура – это предгорье Чингистау, туда летом выезжали на жайляу. Недавно одна женщина из Талдыкоргана привезла к нам своего внука – он занял первое место на Абайских чтениях в своем городе. Сказала, что хотела, чтобы он проникся этим местом. По-моему, они остались под впечатлением.

Кстати, именно в этом доме в Жидебае Абай написал большую часть своих знаменитых “Слов назидания”.

– У нас очень богатый рукописный фонд, говоря музейным языком, – много экспонатов на бумажной основе. Всё, что у нас есть, перечислено в путеводителе на 300 страницах: журналы, старинные книги, рукописи, воспоминания, есть издания на арабской графике, редкие дореволюционные книги. Как зеницу ока мы храним оригинал письма Абая сыну Магауие, найденный в 2000-е годы. Письмо от 1896 года, в котором Абай арабской графикой пишет из Семея своему сыну Магауие в аул. Там содержится 2 четверостишия. Он загадывает цифру, но не пишет ее напрямую, то есть между отцом и сыном был специальный код. Это письмо, написанное его рукой, единственное, что у нас есть. В силу исторических обстоятельств (его родные были вынуждены спасать свою жизнь, не то что рукописи) многое до нас не дошло. Потом, у нас есть 2 фотографии Абая, одна подлинник, другая – копия, переданная Мухтаром Ауэзовым (оригинал фотографии хранится в Доме-музее М. Ауэзова в Алматы).

Потенциал – огромный

Получается, что туроператоры оказались не совсем готовы к возросшему интересу со стороны посетителей этих краев. Вопрос этот надо решать, потому что на фоне бума внутреннего туризма можно спрогнозировать, что с каждым годом литературные маршруты будут всё больше пользоваться спросом. Ценители литературы могли бы составить поездки на свой вкус, исходя из собственных предпочтений и видения. Как Абай решил наказывать убийц: подробности из уникального документа

– Я и в прошлом, и в этом году об этом говорила городскому управлению по туризму – что есть спрос на гидов, которые бы работали по маршруту Семей – Жидебай. Единственное – этих гидов надо обучить. Мы не имеем на такую деятельность юридического права, это должны организовать управление туризма, туроператоры, но можем сделать экскурсионные тексты. Мы бы с радостью помогли. У нас было несколько фирм, которые возят туристов не только из нашего города, но и из Усть-Каменогорска, Павлодара и других городов в Коныр-Аулие. По пути они заезжают в Дом-музей Мухтара Ауэзова, что в 80 км от города, далее – в Жидебай, и в конце оказываются в Коныр-Аулие.

На территории нашего музея есть могила Кенгирбай би, которая считается сакральной, туда тоже приезжают.

Маршрутов должно быть много и разных. Например, гости хотят поехать своей семьей, взять гида. А гидов нет. В прошлом году, до пандемии, когда готовились к 175-летию Абая, хотели обучить 30 человек из числа студентов, учителей и др. Но не получилось, необходимости не было, так как народ не приезжал, транспорт не ходил, был карантин. В прошлом году и наш музей, и дом-музей в Жидебае были закрыты, только к концу августа открылись.

Сейчас, пока еще не наступили трескучие морозы, можно посетить музей и задать его сотрудникам самые смелые вопросы о жизни и творчестве всенародно любимого поэта. В том числе тот, который некоторое время будоражил общество: а писал ли Абай самостоятельно все свои произведения?

– Когда мне про это говорят, в первую очередь вспоминаю об американском путешественнике и журналисте Джордже Кеннане, который по разрешению царской власти ездил по сибирским городам с целью ознакомления с бытом и жизнью ссыльных, – рассказывает Мейрамгуль Кайрамбаева. – Одним из пунктов его путешествия был Семипалатинск. В своей книге “Сибирь и ссылка” Кеннан пишет, что он посетил наш город в 1885 году и очень удивился тому, что на тот момент здесь работала библиотека, были открыты краеведческий музей, статистический комитет. Ссыльные очень много делали для города. При разговоре с ними он узнает, что библиотекой пользуются даже “киргизы”. Пишет, что был такой “киргиз” Ибрагим Конабай, который читает не только классическую литературу, но и труды Дрэпера и Милля (работы по социологии) и знает разницу между индукцией и дедукцией. Эта книга в переводе на русский язык вышла во Франции в 1890 году, у нас есть страницы, где идет рассказ об Абае. А уже в последующих изданиях этой книги на русском языке просто упоминается “старик-киргиз”, без имени. Вывод один – уже при жизни об Абае писали. Есть такой труд “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества”, его 18-й том посвящен Казахстану. В команде авторов был и Алихан Букейханов. Там рассказывается про наш город, про быт казахов и упоминается имя Абая, что именно он среди казахов известен как поэт. Книга была издана при жизни просветителя, в 1903 году.

АЛМАТЫ