Педагоги считают, что если об это начать говорить сегодня, то еще будет время исправить положение за время летних каникул.
Цифры не сходятся, взгляды расходятся
В соответствии с официальной информацией, предоставленной областными департаментами образования, В Казахстане не посещали школу в этом году всего 590 ребенка, из них 311 были возвращены в учебные заведения. Длительно не посещали школу - 279 учащихся, из них: 74 - находились в розыске, 47 - по причине миграции, 73 - не желали учиться, 25 - находились под следствием.
Сегодня можно высказать осторожную догадку, что эти цифры не отражают реальной действительности, так как не все руководители школ и районных управлений и отделов образования, заботясь о престиже и опасаясь принятия административных мер наказания, сообщают в вышестоящие органы образования точные цифры детей, не посещающих школу. Факт расхождения между официальными и фактическими данными косвенно подтверждается данными, полученными в результате анкетирования учащихся всех областей республики.
В анкетах содержалась просьба к учащимся сформулировать, в чем, на их взгляд, заключается качественное образование для всех, что они понимают под грамотностью, какими знаниями и умениями должен владеть грамотный человек в 21 веке, а также была высказана просьба ответить на вопрос, знают ли они детей школьного возраста, которые не посещают школу и изложить свое мнение о причине такого непосещения.
Итоги анкетирования показали, что 94% респондентов подтверждают, что есть дети, которые не посещают школу. В анкете не требовалось назвать детей по именам, поэтому не исключено, что многие имели в виду одних и тех же детей. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что количество детей, не посещающих школу, все-таки превышает официальные данные.
Основными причинами уклонения от учебы детей официальные структуры называют: материальное неблагополучие семей; проблемы переходного возраста; слабое здоровье, частые недомогания учащихся из-за экологических проблем в депрессивных районах области; снижение ответственности со стороны родителей в воспитании детей.
В дополнение к этой информации опрошенные школьники называют иные причины: отсутствие мотивации со стороны детей, ощущение недоброжелательного отношения к себе в школе, в отдельных случаях психологическое давление и имеющиеся отдельные факты насилия над детьми, которое подростки ощущают со стороны сверстников и старших ребят.
Школа перестала быть актуальной
12% опрошенных учащихся средней школы отмечают, что причиной не посещения школы являются трудности в отношениях со сверстниками, 5% учащихся испытывают проблемы во взаимоотношениях с педагогами. Ответы учащихся показали, что проблема не посещения не такая уж маленькая, какой она видится департаментам образования. Дети не чувствуют себя защищенными в школе.
Представители прокуратуры также высказали свою озабоченность по поводу расхождения в цифрах по данным о детях, которые не посещают школу. Они считают, что дети упускаются из виду потому, что нет тесного сотрудничества школ и ИДН, комиссии по защите прав ребенка, руководители школ зачастую скрывают факты правонарушений в школе.
Не всегда педагоги профессионально готовы оказать детям помощь в трудных жизненных ситуациях. За время исследования данной проблемы встречались факты, когда заместителями директоров школ и психологами работали не специалисты, что, безусловно, сказывалось на качестве их работы. Недостаточно проводилась работа по правовому образованию подростков. Психологами назначались учителя предметники или люди, вообще не имеющие отношения к психологии.
Имеются данные, что в одном из регионов около 75 детей долго не посещали школу. Кров и питание им предоставляла местная церковь, куда часть детей приходили регулярно, а остальные наведывались, когда испытывали голод или в холодное время года. В другом районе троих братьев школьного возраста из одной семьи содержали как рабов, используя для работы. В том же районе трое детей жили в вагончике, один из детей находился под следствием. Все в селе знали о них, некоторые жители села носили им еду, но никому в голову не пришло отправить детей в школу! Только местный участковый уполномоченный забил тревогу и предпринял усилия для их возвращения ребят в школу.
Воз и маленькая тележка причин
В отдельных случаях проблема непосещения детей неожиданно для исследователей переходила в межгосударственную проблему. Так, например, в семье, где взрослые имели российское гражданство, было пятеро детей. Мать семейства злоупотребляла и злоупотребляет спиртным, ведет аморальный образ жизни. Дети погодки, самому младшему 5 лет, при этом он до сих пор не разговаривает. Любой специалист скажет, что у детей уже наблюдается задержка психического здоровья. Ни о какой школе в такой семье не могло быть и о речи. И вот сложилась парадоксальная ситуация, когда оставить детей с такой матерью нельзя, но и лишить ее родительских прав, забрать детей не так то просто - процедура вынесения решения о лишении родительских прав граждан другой страны требует времени и согласования во многих инстанциях. Между тем время идет, и дети не получают полноценного образования.
Среди других проблем, требующих решения, назывались и такие, как
недостаточно качественный учет миграции населения, усиление миграции внутри города (съезжая с одной съемной квартиры на другую, родители в отдельных случаях не спешат отдавать ребенка в новую школу). А еще отсутствие качественного учета посещаемости детей школы; недостоверные цифры посещения детьми школы, скрытие фактов непосещения школы учащимися со стороны администрации.
Социальные причины: безработица, пьянство, отсутствие контроля со стороны родителей, иждивенческие настроения, аморальное поведение родителей. Отсутствие механизма работы с детьми, которые не посещают школу. Недостаточная согласованность действий органов образования и РОВД и ГУВД. Неэффективность сложившейся практики распределения обязанностей между органами, занимающимися данной проблемой, слабая координация и отсутствие четкого определения функций, в частности, между отделами по делам несовершеннолетних (ОДН) и школами, когда решение всех дальнейших вопросов, связанных с социализацией личности возлагается на школу.
Отсутствие специального образования и опыта работы с детьми у инспекторов ОДН, недостаточно эффективная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с подростками, нарушившими закон.
Отсутствие в законодательстве механизма реализации норм, направленных на защиту прав ребенка, не достигшего совершеннолетия, на жилую площадь в случаях, когда в ущерб интересам ребенка родители продают квартиру и дети оказываются буквально на улице.
Неоправданное увеличение нагрузки учителей школ вследствие продолжающейся практики вовлечения их в общественную работу по проведению многочисленных рейдов и месячников по всеобучу.
Правовая неграмотность взрослых и детей, особенно среди оралманов, приводит к тому, что они не знают, как защитить свои права.
Проблема попрошайничества и бродяжничества детей, зачастую с разрешения или под прямым принуждением родителей. Школы проводят большую дополнительную работу в ущерб основной, выявляют и доставляют их домой или в милицию, однако этих мер недостаточно. Очевидно, что эту проблему невозможно решить силами только органов и организаций образования.
Перегруженность школ. Большинство организаций образования работают в две и более смены.
Отсутствие, либо недостаточное количество центров работы с детьми и подростками, дворовых клубов, кружков по интересам.
Недостаточное внимание к нуждам детей со специальными потребностями. Невозможность получения полного доступа к полноценному образованию и общению со сверстниками детей, больных ДЦП и другими заболеваниями.
Продолжающиеся факты эксплуатации детского труда в ущерб их здоровью, в частности, дети привлекаются к очистке каналов, дворов и улиц города, благоустройству кладбищ.
Вместо вывода
Все участники обсуждения были единодушны в одном: большую роль в том, что дети не посещают школу, играет социальная среда, безработица, отсутствие духовности у определенной части молодежи, маргинализация и неясность будущих перспектив для многих детей, усиливающееся расслоение общества.
Не является открытием и тот факт, что эти проблемы усилиями одной педагогической общественности решить невозможно.
Анализ ответов, отражающих мнение самих детей, также подтверждает это. Так, преобладающее большинство опрошенных учащихся (52%) на вопрос, "Как ты считаешь, какие меры и кем должны быть приняты, чтобы все дети, независимо от их социального положения, могли получить среднее образование?", - ответили, что необходима поддержка со стороны государства.
Очевидно, что решение упомянутых выше проблем не исчерпывается перечисленными мерами. Необходим глубокий анализ ситуации в плане обеспечения доступа к качественному образованию всех детей.
Как ни крути, а ученье - все равно свет.