Лимузин для бастыка

Еще в прошлогоднем Послании народу Президент Казахстана поручил правительству провести оптимизацию расходов в государственном бюджете и строго контролировать использование бюджетных средств. “С нарушителей финансовой дисциплины должен быть жесткий спрос по законам кризисного времени. Все неприоритетные расходы – административные, инвестиционные и другие – должны быть сведены к нулю. Это касается и местных бюджетов”, – отметил Президент. Эту же мысль глава государства доносил до чиновников на заседаниях Совета национальных инвесторов и в ходе других высоких совещаний.

Однако, несмотря на это, большие и маленькие бастыки продолжают окружать себя роскошью за казенный счет. В 2010 году, как и раньше, начальство через госзакупки активно приобретает дорогие лимузины.

Touareg для акима

На какой машине должен ездить аким сельского района? Глава Федоровского района Костанайской области Анатолий Корниенко, например, “тачки” ценой дешевле 50 тысяч долларов, похоже, вообще не считает машинами, достойными возить представителей власти. Поэтому для своего акимата он приобрел (официально, через госзаказ) “автомобиль-внедорожник ценой 7 миллионов 870 тысяч тенге. Тендер успешно состоялся 3 февраля. Участников было два – ТОО “Автодом Motors KST” и ТОО “Автодом СКТ”. Победитель предложил цену ниже на… 13 тысяч тенге.

Хорошая машина требует заботы. Акимат Федоровского района уже закупил “обслуживание автомобиля Volkswagen Touareg, 2008 года” на сумму 36 тысяч тенге.

Приобретение чуда немецкого автопрома пока что является самым большим в этом году вложением государственных средств в Федоровском районе, с чем мы жителей района и поздравляем.

Не совсем понятно, зачем вообще в автопарке сельского акимата нужен Touareg – “паркетник”, для разбитых сельских дорог вовсе не приспособленный. Но Анатолию Николаевичу, видимо, виднее…

– Цена, конечно, немаленькая, но за два месяца эксплуатации машина показала себя прекрасно, – объяснил “Каравану” Анатолий Корниенко, – прежний аким ездил на легковушке с дорожным просветом в 15 сантиметров. Ну и куда на таком авто по сельским дорогам можно добраться?

Для сравнения: в 2009 году на адресную социальную помощь беднейшим жителям района акиматом было истрачено 2,4 миллиона. Нуждающиеся студенты района получили 3,1 миллиона тенге. В этом году на борьбу с безработицей по “Дорожной карте” будет выделено 7,2 миллиона – чуть меньше стоимости купленного лимузина.

Другими словами, на перевозку “мягкого места” акима район потратил больше денег, чем на детей и стариков.

На чем ехать за знаниями?

Не отстают от акиматов и прочие государственные учреждения. Например, ГУ “Государственный архив Восточно-Казахстанской области” закупило “автомобиль представительского класса” за 3 304 900 тенге. Зачем, спрашивается, областному архиву новое авто за 22 тысячи долларов? Тем не менее 12 марта тендер успешно состоялся…

Страна не жалеет денег на образование, поэтому некоторые заслуженные педагоги себе тоже ни в чем не отказывают. Например, ректор Рудненского индустриального института Талгат Жунусов считает, что достойный его вуза автомобиль просто не может быть дешевым. Поэтому он намерен на государственные деньги приобрести машину ценой не менее 52 тысяч долларов.

К сожалению, ректор сейчас за границей, сообщила нам проректор по учебной работе РИИ Лариса Божко, до него очень трудно дозвониться, а больше никто этим вопросом, по ее словам, не владеет. Но конкурс объявлен, и уже в апреле студенты и преподаватели Рудненского института, наверное, смогут увидеть покупку у парадного входа…

Да что там вузы – приличный колледж тоже может обзавестись машинами класса люкс для начальства! Например, Государственный сельскохозяйственный колледж в курортном селе Катарколь Бурабайского района Акмолинской области покупает машину за 20 тысяч долларов. Примерно столько же готов заплатить за машину Костанайский сельскохозяйственный колледж, расположенный в поселке Затобольск Костанайской области. Судя по плану госзакупок, новое авто претендует стать едва ли не самым крупным приобретением колледжа в этом году…

Кабриолетная бригада

Военная тайна – вещь очень серьезная, особенно когда дело касается боевой техники. Если покупают, значит, надо! Похоже, что к боевой технике наши военные с недавних пор относят не только танки и бэтээры, но и обычные легковые автомобили. Например, Главное управление материально-технического обеспечения Вооруженных сил для учений в рамках Шанхайской организации сотрудничества намерено закупить аж 53 легковых автомобиля по 1,5 миллиона тенге каждый. Видимо, генералы готовятся к серьезным потерям техники “на поле боя”…

Выделив 540 тысяч долларов на “дешевые” легковушки, наша армия имеет для врага в запасе и кое-что посерьезнее. То же главное управление закупает три “легковых (парадных) автомобиля-кабриолета 2010 года выпуска”. Каждый кабриолет обойдется казне в 112 тысяч долларов! Причем приобретаются машины не для столичных парадов, а для воинской части, расквартированной в провинциальном Темиртау.

Уступая вероятным противникам в живой силе, танках и самолетах, наши войска настойчиво стремятся превзойти их по числу парадных кабриолетов…

“Забавы” МЧС

После трагедии в селе Кызылагаш к работе Министерства по чрезвычайным ситуациям возникло много вопросов. Если спасатели не успевают ни предотвратить катастрофы, ни спасти людей, то куда уходят средства, выделенные этому ведомству?

Ответ на этот вопрос можно найти в плане госзакупок МЧС на 2010 год. О героических буднях спасателей расскажет 15-минутный “презентационный фильм”, за который Центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб МЧС РК выложит 5700 долларов. Фильм обещает быть интересным, “с элементами трехмерной графики, для просмотра на DVD и ПК о структуре, деятельности РГКП “ЦШ ПВАСС” и его филиалов по обеспечению противоаварийной безопасности в различных отраслях промышленности”.

Кроме того, Центральный штаб спасателей покупает “плакаты (наглядные пособия)” на общую сумму 57 тысяч долларов. Плакаты несут много полезной информации: “по устройству аварийно-спасательного оборудования, по оказанию первой медицинской помощи” и т.д. Если считать, что один только плакат обойдется в 500 тенге, то для каждой тысячи казахстанцев МЧС заготовит по плакату. Посмотрим…

По объявлениям о госзакупках можно получить представление о спецтехнике, которой пользуются наши спасатели. Так, только на техническое обслуживание автомобилей Toyota Camry-40 в этом году МЧС выделяет свыше 16 тысяч долларов. “Сороковкой” в народе называют шестое поколение автомобилей бизнес-класса Toyota Camry выпуска не ранее 2002 года. Новое авто стоит свыше 20 тысяч долларов. Машина абсолютно не приспособлена для бездорожья и не может быть использована для спасения людей. Возникает вопрос: зачем тогда эти машины МЧС?

Автомобили Lexus LX 470 (на их обслуживание тоже выделено более 16 тысяч долларов), напротив, по “грязям” ездят очень хорошо. Новая машина стоит свыше 70 тысяч долларов – как шесть автомобилей УАЗ-”Патриот”. Проходимость у тех и других примерно одинаковая. Комфорт разный.

Еще более 13 тысяч долларов МЧС в этом году потратит “на мойку и химчистку” своего автопарка…

Вопрос вице-министру Министерства науки и образования Айдару ЖАКУПОВУ:Как отражается на повышении уровня знаний учащихся покупка директорами вузов и колледжей за государственный счет автомобилей бизнес-класса?

Вопрос Премьер-министру Кариму МАСИМОВУ:Высокопоставленные госчиновники России обнародовали в печати данные о своих доходах и имеющейся собственности. Почему Вы и члены вашего правительства, а также акимы областей, городов Астаны и Алматы “стесняются” сделать то же самое?

Вопрос вице-министру МЧС Валерию ПЕТРОВУ:Правильно ли содержать за счет бюджета парк дорогих авто, которые не могут быть использованы для выполнения поставленных перед спасателями задач?

Вопрос заместителю министра обороны по экономике и финансам Амиржану ТУСУПБЕКОВУ:Каким образом покупка во время кризиса целого парка легковых автомобилей и сверхдорогих кабриолетов повысит боеспособность армии?

Вопрос акиму Костанайской области Сергею КУЛАГИНУ:Для каких государственных нужд акиматом Федоровского района приобретен автомобиль класса люкс ценой 53,7 тысячи долларов?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ