Но не лишним для собственников квартир будет знать, что выплаты могут быть для них продлены, если они, конечно, останутся в перечне нуждающихся. Программа эта действует в Казахстане давно, меняются только нормативные акты, по которым эти деньги поступают владельцам.
Как получить жилищную помощь
Жилищная выплата покрывает расходы малоимущих на следующие платежи: расходы на содержание общедомового имущества, оплата коммунальных услуг и стационарный телефон. Размер жилищных выплат рассчитывается исходя из размера оплаты, указанной в квитанции, и это может быть менее или более 15 тысяч тенге, заявленных сейчас. Обращаться необходимо со специальным заявлением, к нему прилагаются подтверждающие документы.
Традиционно этим занимаются местные ЦОНы, акиматы и сервис на сайте egov.kz. Решение принимается в течение 8 календарных дней. Пока это всё, о чем мы можем рассказать наверняка, законодательство изменилось, поэтому будут изменены и правила получения жилищных выплат. 27 марта этого года проект документа появился в открытом доступе, но, пока он не подписан, мы не можем о чем-либо уверенно говорить. Эксперты ожидают, что в самое ближайшее время министром индустрии и инновационного развития будет подписан соответствующий приказ, и колесо завертится. Мы следим за выходом документа, и сразу же обо всем вам сообщим.
Теперь обещанный перечень тех, кто может претендовать на выплаты жилищной помощи за время карантина:
инвалиды l, ll, lll групп; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; многодетные семьи; инвалиды и участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; семьи лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка; пенсионеры с минимальной пенсией; граждане, получающие адресную социальную помощь, в том числе одинокие пенсионеры. Напомню, что в этом случае выплаты начнутся после объявления местных акиматов в вашем регионе.
Обязаны, но… кто же их заставит
Сейчас о другом финансовом аспекте, касающемся собственников. Речь идет об отчетах о расходовании средств на содержание общедомового имущества. Мы промониторили интернет-ресурсы, где, по замыслу местных властей, КСК обязаны были выкладывать свои отчеты. Похоже, оставшись без присмотра, председатели снова улизнули от контроля, например, на сайте almaty-ksk.kz выложены отчеты, датированные II кварталом прошлого года.
Напомню, что по закону они обязаны были отчитываться за каждый прошедший квартал и год. Обязаны, но… кто же их заставит эти обязательства соблюдать. Обратим ваше внимание: с принятием поправок в жилищное законодательство ничего не изменилось – руководство кооперативов обязано перед вами отчитываться о потраченных деньгах. Власти позволили им работать до 1 июля 2022 года, но никаких обязательств с них не снимали, правление кооператива обязано представлять “отчет по управлению объектом кондоминиума с периодичностью один раз в квартал” (ст. 48).
Пожалуй, смещение акцента с председателя КСК на правление – главное изменение, коснувшееся кооперативов в новой редакции Закона “О жилищных отношениях”.
Но правила игры для них тем не менее прописаны, и обязательства, повторю, перед собственниками с них никто не снимал. Они так же, как и ОСИ (объединение собственников имущества) либо управляющая компания, обязаны ежегодно составлять сметы на управление и содержание общедомового имущества, утверждать их на общем собрании собственников. Но, видимо, неразберихи на время переходного периода избежать все равно не удастся, особенно, когда председатель КСК нечист на руку.
Если посмотреть на те документы, которые уже вышли из министерства, курирующего отрасль ЖКХ, то, как правило, в них говорится только о таких формах управления общедомовым хозяйством: ОСИ (объединение собственников имущества), простое товарищество, управляющая компания/управляющий. Понятно, что они обязательны для исполнения и кооперативами, но раз об этом не сказано в документе напрямую, жди от управдома подвоха. К примеру, министр индустрии и инновационного развития РК утвердил своим приказом формы ежемесячных и ежегодного отчетов. Но КСК по закону отчитываются раз в квартал – считай, для “кого-то ушлого” появилась лазейка либо не отчитываться вовсе, либо манипулировать с данными в отчете. А данные, нужно сказать, должны быть указаны особым образом.
Учимся считать деньги
Что хорошо: разделены расходы на содержание административных работников, к которым относятся руководитель, бухгалтер, секретарь и сотрудник отдела кадров, если таковые имеются. В отчете отдельно прописаны строки: “Оплата труда за ведение бухгалтерского учета, статистической и налоговой отчетности” и “Оплата труда за управление объектом кондоминиума”. При подобном подходе собственникам проще контролировать свои расходы на содержание этих трудовых единиц. Напомню, что заработная плата им устанавливается штатным расписанием, которое должны утвердить собственники на общем собрании вместе с остальными расходами.
Не возбраняется при поддержке собственников заменить должность бухгалтера на договор с бухгалтерской компанией, в этом случае прямая экономия на оплате самой услуги, а также на выплате налогов с заработной платы и пенсионных отчислений.
Второе "хорошо"– в новой форме ежемесячного отчета: рядом с видом выполненных работ должно быть указано название фирмы, их выполнившей. Приведу пример: “___________________” Наименование физического или юридического лица субъекта сервисной деятельности за услуги по техническому обслуживанию, локализации аварийных случаев общедомовых инженерных систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и оборудований”. Далее название этой же фирмы может быть указано повторно, но в связи уже с другими видом работ, например: “за услуги по подготовке общедомовых инженерных систем и оборудовании к осенне-зимнему периоду”. При таком подходе, собственникам проще контролировать и проведение работ, и их стоимость.
Сам перечень работ в ежемесячном отчете соответствует тому, который сформирован в методике расчета сметы расходов на содержание общедомового имущества объекта кондоминиума.
Мы писали об этом важном и полезном для собственников документе не раз, новую редакцию подробно разбирали в февральских номерах “КАРАВАНА”, если вы не успели об этом прочесть, то со всеми материалами можете ознакомиться на нашем сайте caravan.kz.
Из этой песни слов не выкинешь
Помимо перечня работ, оказываемых сервисными организациями, ежемесячный отчет включает в себя сведения о текущем ремонте, проводимом на основании дефектного акта, и капитальном ремонте.
Интересно, что ранее не существовало отдельной формы отчета для ежегодного периода. Сейчас таковая утверждена, и она отличается от ежемесячного варианта. В нем мы уже не увидим названий сервисных организаций, все внимание сосредоточено на перечислении видов работ и услуг, а также размерах выплат: запланированных и одобренных по смете общим собранием, и реально израсходованных.
Возьмем, к примеру, строку расходов: “Текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума (на основании дефектного акта)”. Если в ежемесячном отчете напротив нее указывается только сумма, то в ежегодном следует разбивка по видам работ: “ремонт кровельных покрытий”, “замена элементов внутреннего и наружного водостока”, “устранение местных деформаций”, “ремонт и восстановление поврежденных участков фасада, отмостки, подвала”, “ремонт и восстановление разрушенных отдельных элементов общедомовых инженерных систем и оборудование”, “иные расходы”.
Необходимо знать, что ваш председатель ОСИ либо управляющая компания не имеют права написать в отчете просто: “Иные расходы”, речь идет о том, что далее могут быть указаны другие виды работ по текущему ремонту, не включенные разработчиками документа.
К ним относятся, к примеру, малярные и штукатурные работы, проведенные в подъездах. Это то, что мы обычно называем косметическим ремонтом.
Согласна, названия работ – та еще мелодия речи, но из этой песни слов не выкинешь, каждый собственник должен точно знать, когда и какие работы проводились, чтобы не платить за одни и те же по несколько раз. Как по закону потревожить соседей и провести ремонт в квартире
Два слова добавлю про принцип проведения текущего ремонта: делается он на основе дефектного акта, для составления которого совет дома должен провести осмотр дома и инженерных сетей. Теперь такой осмотр по требованию нормативных документов должен проводиться дважды в год. На основании дефектного акта составляется смета расходов на год, она утверждается на общем собрании собственников, и отсюда уже рассчитываются ежемесячные расходы для каждого владельца недвижимости в этом доме.
Если вдруг что-то недоглядели и необходимо срочно отремонтировать, то сильно срочно не получится, так как для этого понадобятся целевые взносы, а их размер и назначение также должны утверждаться на общем собрании.
В заключение приведу название приказа, в приложении к которому приводятся формы отчетов. “Об утверждении типовой формы договора об оказании услуг по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также форм ежемесячного и годового отчетов по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума”. Приказ и. о. министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2020 года № 164. Лучше искать документ на сайте министерства юстиции adilet.zan.kz.