На прошлой неделе преемница министра Бырганым Айтимова подписала еще одну эпохальную бумагу.
Между Министерством образования и науки РК и компанией "Майкрософт" подписано соглашение о предоставлении Казахстану гранта на реализацию программы по компьютерной грамоте.
Очень своевременное решение, потому как с Интернетом в учреждениях образования творится что-то невообразимое.
Дорогой металлолом
На днях о подключении к Интернету отчитались школы города Тараза. Теперь выход в мировую информационную сеть есть везде, однако как заметили эксперты, проверяющие полезность нововведения, отчитаться оказалось легче, чем по-настоящему освоить компьютерную грамоту.
В глубинке Жамбылской области есть школы, в которых на один компьютер приходится 67 учеников. Глупо рассчитывать, что у них будет шанс побывать в Интернете хотя бы 15 минут в сутки.
Однако малочисленная техника - не самое страшное бедствие современных жамбылских школ. Директора и учителя сами не умеют пользоваться "железками". Нуждаются в ликбезе, который вроде бы согласно приказу министра должен был начаться параллельно с технической революцией. Однако компьютеры в школы прибыли, а обучение запоздало…
Прикормили и довольно
Чуть лучше обстоят дела в обеих столицах Казахстана. В декабре прошлого года "Алматытелеком" отрапортовал о том, что все школы Алматы подключены к Интернету! Однако, когда мы обзвонили несколько школ и попытались узнать, как было воспринято событие в школьной среде, услышали следующее: никто не знает, как долго все продержится.
Ходят слухи, что с нового года его отключат, вернее, предложат школам самим оплачивать услуги электронной почты и прочих возможностей Интернета. Администрация школ в замешательстве. В отдельных учебных заведениях откровенно вслух озвучивалась гипотеза о том, что их подключили на время, чтобы отчитаться о досрочном выполнении государственной программы развития образования в стране.
Но как нам удалось выяснить, факт временного пользования всемирной паутиной не подтвердился, хотя отчасти имеет место быть. Оказывается в прошлом году фонд "Сорос Казахстан" объявил конкурс на получение грантов для подключения школ к Интернету. Там, где учителя информатики оказались продвинутыми и заинтересованными, заявки были оформлены грамотно. Победителей наградили подключением. Остальные школы остались не у дел, вернее без инета. Они надеялись, что аким города, обещавший обеспечить все образовательные структуры города без исключения за счет бюджета, сдержит свое слово. Однако на тот момент в местном бюджете не было средств. Поэтому, как только в образовательных учреждениях началась повальная компьютеризация, акимат города Алматы обратился в фонд с просьбой - взять на себя стопроцентное подключение образовательных учреждений к Интернету. В июле этого года состоялось трехстороннее подписание договора. Акимат, "Алматытелеком" и фонд "Сорос-Казахстана" стали партнерами.
Сообразили на троих
Фонд оплатил приобретение внешнего канала связи, взял на себя подключение 211 учебных заведений Алматы (не только школ), бесплатную техническую поддержку, провел 32 тренинга для директоров и учителей информатики, а также гарантировал помощь в создании школьных веб-сайтов, подготовил учебно-методическое пособие по созданию этих сайтов.
"Алматытелеком" предоставил модемы и сделал скидку на подключение. Акимат обещал, что в бюджет 2005 года будут заложены средства на содержание всего хозяйства. В общем, к концу уходящего года Интернет в алматинских школах был на сто процентов!
Но в новом году, то есть уже сегодня, Интернет останется не везде. Почему? Потому что 116 школ успели получить от фонда гранты. У них услуги Интернета оплачены фондом до мая 2005 года. Остальные должны будут перейти на государственное финансирование, которого пока нет.
Никто не сомневается, что оно будет, но чуть позже, а то и значительно позже. Финансовые проволочки в начале года - не такая уж большая редкость. Поэтому те школы, которые получили гранты, могут жить спокойно, остальным придется напрячься и подсуетиться, дабы их Интернет не "завис" надолго.
Подключились, отчитались, прослезились…
Впрочем, если быть до конца откровенными, то наличие или отсутствие подключения само по себе не решает проблему компьютеризации. Учителя должны уметь обращаться с машинами, только тогда суета вокруг умной техники имеет хоть какой-то смысл. А это проблема не только периферийных школ.
Когда государственная программа развития образования была принята, логично было выяснить у чиновников от образования: каковы реальные механизмы реализации программы подключения школ к Интернету? Увы, тогда официальные лица не знали ответов. Сегодняшняя ситуация во всех городах Казахстана лишний раз доказывает, что программа носила декларативный характер. Стало известно, что даже продвинутые школы - заинтересованные в прогрессивных технологиях, - на момент получения Интернета не знали, как создать собственные локальные сети. Нужны были обучающие программы для учителей. Их не было.
Вопрос о переподготовке кадров, согласно новым требованиям, остался нерешенным. Частично эту проблема взял на себя фонд. Международная организация за свой счет проводила тренингами. Между тем армия непосвященных учителей, директоров школ, бухгалтеров еще велика. И электронные блага, столь широко рекламируемые с высокой трибуны Министерства - пока остаются недосягаемыми. Правда, есть надежда, что последнее соглашение, подписанное уже новым министром, госпожой Айтимовой, изменит ситуацию. Все-таки Министерство больше всех заинтересовано в создании информационного ведомственного портала, и работа над его созданием уже ведется. Планируется проведение специальных компьютерных курсов для учителей, переход на обучение по компьютерным учебникам, внутренняя и внешняя переписка между школами и ведомствами городов.
С компьютером на "ты"
И последнее. Почему мы сегодня так много говорим о компьютеризации школ? Потому что образование в рамках государственных задач всегда было стратегическим.
Если мы хотим завтра получить хороших специалистов, надо начать готовить сегодня. Без компьютерной грамотности говорить о специалистах завтрашнего дня невозможно. У Интернета в этом плане - огромные возможности. Во-первых, объемные информационные ресурсы, которые наконец-то стали доступны нашим школьникам. В Казахстане уже создан школьный портал, на котором размещены компьютерные учебники. Министерство образования и науки РК заинтересовано в создании корпоративной сети, которая позволит школам иметь оперативную внутреннюю связь, вести деловую переписку.
Ожидается, что с помощью Интернета будут проводиться тестирование школьников, психологические опросы, начнется серьезная аналитическая работа методистов.
Я уже не говорю о международных связях между учреждениями образования, которые на сегодня так актуальны. Компьютеризация школ позволит изменить такую форму обучения, как домашнее. Огромное количество детей не имеют возможности ходить в школу, теперь они смогут получать знания по Интернету.
Дистанционное обучение откроет новую эру в образовании. Изменятся формы и методы получения знаний.
И еще: современные условия жизни предполагают наличие у молодых людей компьютерной грамотности. Без нее немыслимы дальнейшие перспективы профессионального роста…