Лихорадка на нефтяном терминале

В качестве причины называют экологические нарушения на производственных объектах КТК. Казахстан через порт в Новороссийске экспортирует западным покупателям основную часть добываемой в стране нефти. В нынешнем году ситуацию вокруг КТК не единожды лихорадило.

Сначала в марте после шторма на морском терминале обнаружили повреждения, потом ограничили транспортировку углеводородов через порт Новороссийска в связи с взрывоопасностью старых мин времен Великой Отечественной, а теперь вообще приостановили работу КТК.

Каспийский трубопроводный консорциум – крупнейший нефтетранспортный хаб России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний. Протяженность магистрального трубопровода составляет свыше 1,5 тысячи км. В трубу закачивается сырье преимущественно с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, и затем оно переправляется на танкеры через морской терминал у Новороссийска. Доля черного золота Казахстана составляет около 80 процентов объема транспортировки. В 2021 году отгрузка составила 60,7 миллиона тонн нефти, из которых 53 миллиона тонн – казахстанское сырье.

Выяснилось, что Приморский районный суд Новороссийска обязал приостановить на 30 суток работу компании “КТК-Р” из-за нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. “КАРАВАН” связался с пресс-службой “КТК-К” в надежде получить комментарий по поводу сложившейся ситуации, но там ограничились лишь предоставлением ссылки на информацию, опубликованную на официальном сайте "Панорама КТК".

Выяснилось, что по поручению правительства Российской Федерации Ростехнадзору, Росприроднадзору, Росморречфлоту дано задание провести проверку технического состояния опасных производственных объектов “КТК-Р” и соблюдения экологических требований при их эксплуатации, срок проверки – до 25 апреля 2022 года. Решением начальника Южного УГМРН Ространснадзора 28 апреля 2022 года принято решение о проведении выездной проверки АО “КТК-Р”.

Внеплановая выездная проверка АО “КТК-Р” была проведена 6 мая. По ее результатам выявлено несколько нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. В итоге консорциуму 6 июня 2022 года выдали предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения до 30 ноября 2022 года. И 6 июня 2022 года начальник Новороссийского линейного отдела Южного УГМРН Ространснадзора составил протокол об административном правонарушении (в части Плана ликвидации разлива нефти).

Вменяемое АО “КТК-Р” нарушение части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией) предусматривает в качестве альтернативного наказания административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Данное дело подлежало рассмотрению в суде. И, несмотря на то что срок исполнения предписания истекает 30 ноября 2022 года, Южное УГМРН Ространснадзора обратилось в Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края с намерением приостановить деятельность на 90 суток, заявив об этом непосредственно на судебном заседании 5 июля 2022 года.

Ходатайство АО “КТК-Р” об отложении рассмотрения дела в целях направления возражений по приостановке деятельности суд оставил без удовлетворения. В итоге постановлением суда требования Ространснадзора удовлетворены лишь частично, то есть АО “КТК-Р” назначили наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток, а так как Каспийский трубопроводный консорциум действует в рамках правового поля Российской Федерации, он вынужден исполнить решение суда. Тем не менее решение планируется обжаловать в соответствии с установленным законодательством порядком.

В АО “КТК-Р” отмечают, что немедленное приостановление предприятия непрерывного цикла может повлечь необратимые последствия. Вплоть до его разрушения. Дело в том, что технологические требования к транспортировке нефти не позволяют сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность.

Нефтегазовый аналитик из Атырау Артур ШАХНАЗАРЯН считает, что российский суд после обжалования может снять свой запрет.

– Без КТК теряется долгосрочный коммерческий смысл участия американских корпораций “Шеврон” и “Эксон Мобил”, скажем, в проектах Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Вопрос поставлен ребром, без преувеличения, – отмечает в интервью “КАРАВАНУ” Шахназарян. – Или вы, друзья, поставляете как хотите в обход санкций то, что нам необходимо, или вы всё потеряете. Будете брыкаться, можем и национализировать КТК. Пистолет к виску западных корпораций. Всё вписывается в рамки контр-санкционной войны России против Запада.

Недаром координируется процесс на уровне вице-премьера российского правительства. Что делать в сложившихся условиях правительству Казахстана и нацкомпании “КазМунайГаз”, ведь второй год стоит вопрос о закрытии казахстанского экспорта на мировые рынки, что ставит под угрозу остановки базовую отрасль страны. Идут переговоры и по Транскавказскому маршруту, отправлена впервые партия кашаганской нефти в Китай. Есть попытки возобновить своп-сделки с Ираном. Недаром довольно представительная делегация “Шеврон” и ТШО недавно горячо работала в Лондоне.

– Но в целом картина для нас какова?

 

– Российский маршрут транспортировки нефти ничем не заменишь. Он наиболее выгоден и коммерчески целесообразен для Казахстана. На всякий случай надо готовиться и к возможному сценарию национализации Россией своего участка трубопровода КТК. Правда, думаю, этот поворот – еще не самая близкая перспектива: Россия попробует выжать лимон КТК в контрсанкционной войне до конца. Водное оборудование для своей нефтегазовой промышленности – для них больший приоритет. Тем самым они, собственно, ломают весь последний санкционный пакет в части запрета покупки российской нефти и поставок оборудования. Обнуляют. Это приоритетнее для Москвы, чем умыть Запад громкой национализацией. Нам же остается действовать сдержанно. Санкционная и контрсанкционная война не направлена против Казахстана. И периодически необходимо напоминать обеим сторонам о своих интересах, – высказывается аналитик Артур Шахназарян.

 

Казахстан ищет пути разрешения сложившейся ситуации. Премьер-министр РК Алихан СМАИЛОВ провел срочное совещание по ситуации, связанной с приостановкой деятельности Каспийского трубопроводного консорциума, на предмет минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета в связи с ограничениями экспорта казахстанской нефти.

В пресс-службе ТОО “Тенгизшевройл” довели до сведения, что Тенгизшевройл (ТШО) известно о решении суда в отношении деятельности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Компания находится на связи с КТК в целях уточнения информации и дальнейших шагов.

 

– В настоящее время производственные операции ТШО осуществляются без перебоев, – добавили в пресс-службе ТОО “Тенгизшевройл”.

 

АТЫРАУ