Заслуженная артистка РК Надежда Мельникова
Три выпускницы Киевского хореографического училища ехали по распределению в только что создаваемый в Караганде театр музыкальной комедии. Среди них была невысокая хрупкая Надежда Байрачная. Она тоже беспрестанно вздыхала, ведь впереди была совсем иная жизнь, а родные остаются все дальше и дальше от нее.
- Ехать мы не хотели, даже на карте не могли найти Темиртау. Очень хотелось нам остаться на Украине! Но в Министерстве культуры нам пообещали, что молодым специалистам сразу будут давать квартиры, да и по направлению мы должны отработать три года. В общем, уговорили! Ехали мы поездом более трех суток. Поздно вечером приехали в Караганду, вещей было очень много: родители дали одеяла, подушки, посуду, ведь никто не знал, что и как здесь будет. Встречал нас красивый молодой человек. Он сказал, что сейчас погрузимся в автобус и поедем в Темиртау. Это оказался главный балетмейстер театра Анатолий Гаевой. В Темиртау приехали ночью, ничего не было видно. Нас поселили в квартиру директора, а рядом достраивали дом. Анатолий Андреевич сказал, что в этом доме будут жить работники театра и нам тоже здесь дадут квартиры. Мы как-то сразу повеселели».
Надежда Байрачная в 1975 году
А с утра началась ее, будущей заслуженной артистки РК Надежды Мельниковой, трудовая биография. «Когда мы пришли в театр, нас сразу же охватила творческая ат¬мосфера, люди встретили заботливо и участливо. Первый спектакль, который мы готовили к открытию театра, был «Вольный ветер» И.Дунаевского. В балетном цехе, укомплектованном штатами полностью, все охотно стремились познать искусство танца, как можно больше работать. Балетмейстер Владимир Колчанов и педагог-ре¬петитор Вадим Лавриненко упорно и на¬стойчиво, порой чрезмерно требовательно, учили постигать истоки и азы балета и оперетты. Самое сложное для меня было научиться танцевать канкан, поскольку в учи¬лище таким танцам не учили. Я в театре впервые ощутила всю пре¬лесть этого восхитительного, зажи¬гательного танца. Очень много по¬могала опытная солистка балета Татьяна Петровна Радова. Было тесно, порой холодно и го¬лодно, но мы были молоды, полны оптимизма, возвышенных мечтаний, крепко дружили, делили радость, успехи, промахи и огорчения. Эти бур¬ные годы жизни останутся навсег¬да в моей памяти». Уже сейчас, после 41 года работы в КАТМК Надежда Леонидовна вспоминает о каждом артисте, о каждом наставнике, с кем ей пришлось соприкоснуться в нелегком и трудном пути становления из обычной выпускницы в технически безупречную и грациозную балерину музыкального театра.
На сцене она была вплоть до 2010 года, а затем стала репетитором по балету и сценодвижению, ассистентом балетмейстера в новых постановках. Ее оптимизму и энергии только можно позавидовать, ведь теперь Надежда Мельникова работает с балетной труппой, с артистами хора и вокалистами, помогая им в работе над образами и пластикой в танцах. Она не выходит на сцену в спектаклях, но сцена не рассталась с нею, а только благодарно принимает ее как талантливого и умудренного опытом профессионала.
- Танец – не просто какие-то определенные движения. Это высшая худо¬жественная форма. Поэто¬му главное для меня - пе¬редать ее красоту и смысл. Я всегда стара¬лась, чтобы мои танцы несли в себе глубокую смысловую нагрузку, дарили эстети¬ческое наслаждение. Теперь я передаю это каждому артисту и радуюсь вместе с ними их успехам, – такая была в начале и сейчас ее профессиональная позиция.
Педагог-репетитор по балету и сценодвижению
В КАТМК Мельникова Надежда Леонидовна исполнила более 30 сольных партий в балетах, концертных номерах и хореографических этюдах в опереттах. Это полька и персидский танец в «Летучей мыши», экзотический танец и вальс в «Баядере» И.Кальмана, вальс и канкан в «Графе Люксембурге» Ф.Легара, золотая рыбка в «Вольном ветре» И.Дунаевского, уличная танцовщица в «Вечере чудесных обманов» Т.Хренникова, цветочница и невеста в «Моей прекрасной леди» Ф.Лоу, андалузка в «Травиате» Дж. Верди, судьба в «Кармен-сюите» и многие другие, прекрасно исполненные роли.
«Веселая вдова»
Балерину всегда отличали безупречная техническая подготовка, необыкновенно четко исполненные партии и яркое артистическое амплуа характерной героини. В некоторых спектаклях она была и балетмейстером-постановщиком, например, «Свадьба Марион», сказка «Красная Шапочка».
«Лебединое озеро»
Могла ли она тогда, в1973 году, представить свое танцевальное долголетие и такую насыщенную театральную жизнь?! Могла ли предположить, что встретит именно здесь своего единственного любимого человека, с которым они – это сейчас супружеская пара с большим стажем, что редко встречается в театральной среде?! Могла ли она знать о том, что ее мастерством будут восторгаться зрители разных городов и стран?! Скорее всего, на это надеялась каждая из ехавших тогда в поезде трех выпускниц хореографического училища. «К концу первого года работы в театре, я поняла, что оперетта – это на всю жизнь, потому что в одном спектакле можно станцевать и классический номер, и характерный, и современный, и народный, и канкан, танцевать массовые номера и сольные, и за каких-то два-три часа создать множество разных образов. Эта возможность и определила мой творческий путь. Я счастлива, что уже столько лет работаю в нашем театре!»
С мужем вокалистом Леонидом Мельниковым
Ее биография сложилась очень удачно, а приближающееся 60-летие – это просто очередной юбилей в жизни красивой балерины и педагога единственного в Казахстане театра музыкальной комедии Надежды Мельниковой. Она полна сил, она готова по-прежнему работать 24 часа на любимой сцене, без которой не может представить себя ни на минуту! Удачи вам, дорогая Надежда Леонидовна!