Льготы: вместо натуральных суррогатные?

Начиная с 1992 года жители районов, отнесенных к экологически бедственным, имели натуральные льготы.
В виде бесплатного проезда на транспорте, протезирования зубов, льготного приобретения лекарств, льгот на коммунальные услуги, получения ссуды на строительство.
В апреле 1999 года правительство пересмотрело свою заботу о приаральцах и семипалатинцах, и, если уж быть точными, не отменило все имеющиеся льготы, а заменило их - на более рациональный вид помощи.
Все льготы были упакованы в ежемесячное специальное государственное пособие. Экономисты посчитали, что таким образом легче контролировать использование бюджетных средств, делая их прозрачными. Каждый берет свои денежки и использует на то, что для него важнее в первую очередь.
За четыре года работы нового положения из бюджета страны на адресную помощь были выделены приличные средства: 4057,3 миллиона тенге.
Помимо этого люди получали единовременные денежные компенсации, социальные пособия по инвалидности.
Однако как показало время, деньги не "закрывали" всех проблем, с которыми приходится сталкиваться жителям небезопасных, бедственных районов.
Государственная социальная помощь не влияла на увеличение биологического разнообразия флоры и фауны, снабжение населения качественной питьевой водой, восстановление пастбищ и пахотных земель, являющихся основными факторами по формированию условий нормальной жизни населения.
Поэтому, начиная с 2002 года, в правительство стали обращаться заинтересованные ведомства, агентства, министерства, акимы Актюбинской Карагандинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей о принятии дополнительных мер по Приаральскому региону.
Нужна была комплексная программа спасения всего живого на мертвой земле. Кроме того, местные власти с болью говорили о том, что международные гранты, выделяемые Приаралью, используются неэффективно.
Нет системной работы по изучению экологии, состоянию водных ресурсов, здоровья населения. В августе 2003 года распоряжением премьер-министра РК была создана межведомственная рабочая группа, которая должна была в который раз изучить ключевые проблемы Приаралья и предложить пути их решения.
Так родилась программа поправок в закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологических бедствия в Приаралье".
Эксперты ожидали, что предложенный документ спасения региона будет носить комплексный характер, предусмотрит мероприятия, которые значительно улучшат экологию окружающей среды, здоровья населения и будут способствовать повышению экономической активности людей. Однако поторопились…
Что обнаружила высокая комиссия?
Ничего нового, все то же самое, что обнаруживали ранее тысячи других комиссий ранга помельче. Вот недавно японские ученые, изучавшие регион с 2001 года, обнародовали свои результаты.
В Казалинском районе была выявлена бактериологически загрязненная питьевая вода. Половина детей страдают анемией. В пыли присутствуют вредные химические вещества. В регионе высокий процент почечных заболеваний.
По данным же межведомственной комиссии в Приаралье тесно переплелись такие проблемы как: дефицит водных ресурсов, засоление почв, загрязнение вод пестицидами, гербицидами и другими опасными веществами; неудовлетворительное снабжение населения качественной питьевой водой, деградация пастбищ и пахотных земель, гибель тугайных и саксауловых лесов, сокращение биологического разнообразия.
И еще в связи с тем, что озеро Арал продолжает высыхать, жизненный уровень населения остается очень низким, зато высок уровень заболеваемости по отдельным болезням, особенно туберкулезу и гепатиту.
И вот теперь принято решение о внесении изменений в закон, который отменил льготы людям, живущим в этих адских условиях.
Однако то, что предлагает новая программа, вряд ли можно назвать большим благом.
Никто не собирается возвращаться к предоставлению натуральных льгот отдельным категориям граждан. В силе остаются государственные пособия. Но действующим законодательством разрешено местным исполнительным органам (у которых никогда нет лишней копеечки) самими устанавливать дополнительные меры по социальной защите и назначению льгот пенсионерам и инвалидам, проживающим в зоне экологического бедствия ( на оплату проезда и коммунальные услуги, на протезирование зубов, и строительство жилья).
Какую работу возьмет на себя государство? Может быть… строительство районной больницы в Байганинском районе, где старая больница находится в аварийном состоянии? Может быть… строительство трех туберкулезных диспансеров, в которых остро нуждается кызылординская область?
Двух родильных домов, которые нужны там же? В районах Приаралья срочно нужно возводить четыре туберкулезных больницы, один родильный дом, центральную районную больницу и 13 школ. В отдаленных сельских населенных пунктах остро стоит вопрос с электроснабжением, телефонизацией и телерадиостанцией.
Поправки в закон жизнь не поправят
Прогнозы последствий принятия законопроекта? Мнение экспертов: он может вызвать активное недовольство у лиц, которые сами относятся к пострадавшим вследствие экологического бедствия в Приаралье. Плюс у правозащитных организаций, как республиканских, так и у зарубежных.
Именно ими уменьшение социальной защиты будет расцениваться как неумелое планирование и нечестное исполнение республиканского бюджета. Передав заботу о людях на местный уровень и предложив настоящим документом местным властям оплатить по возможности проезд пенсионеров и инвалидов, как считают эксперты, "особого сбережения в результате данной отмены бюджет не получит и не сможет на них что-то кардинально изменить в системе экологии Приаралья".
Кроме того, эксперты считают, что наилучшим решением парламента было бы, если бы в этом законопроекте приняли нормы, которые свидетельствовали о том, что государство не только провозглашает спасение региона, но и намечает конкретные действия по комплексному улучшению состояния экологии, улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Так же эксперты, как независимые объективные оценщики ситуации, предлагают обратить внимание парламента на то, что местная вода в Приаралье заражена.
Это значит, что в ближайшее время потребуется кому-то заняться привозом в регион чистой воды. Поэтому следует предусмотреть отдельные льготы по налогам тем фирмам, которые займутся доставкой воды и экологически чистых продуктов питания в данные районы.
Гримасы коэффициентов
Что же в конечном итоге будут иметь люди в качестве социальной защиты, проживая в неблагополучных районах? Вышедшие на пенсию до 1998 года имеют право на пенсию с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам: в зоне экологической катастрофы - 1.5 в зоне экологического кризиса - 1,3.
На пенсию мужчины уходят в 55 лет, при общем стаже работы в указанных зонах 25 лет. Женщины - по достижении 30 лет при общем стаже работы в указанных зонах 20 лет. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, установлена дополнительная оплата труда в виде коэффициентов за проживание на небезопасной территории: в зоне экологической катастрофы - 1,5, в зоне кризиса - 1,3, в зоне экологического предкризисного состояния 1,2.
Эти коэффициенты начисляются к должностному окладу работников. Также остается в силе дополнительно оплачиваемый ежегодный отпуск по зонам: экологической катастрофы - 12 дней, в зоне кризиса - 9 дней, предкризисного состояния - 7 календарных дней.
Коэффициентные блага можно перечислять долго. Они погоды не делают, потому что в конце проекта нового документа есть ключ к пониманию того, что ожидает приаральцев в будущем.
Цитирую: "Дополнительных средств на реализацию законопроекта не потребуется".
А вы видели хорошую жизнь, замешанную не на деньгах..?