Летняя вспышка коронавируса была вызвана в том числе дезинфекцией улиц и подъездов - мнение врача

Напомним, это тот самый доктор (бывший военный врач), который летом, в самый разгар пандемии, лечил коронавирусных больных, у которых было по 3 отказных листа от скорой помощи. Во время первой волны COVID-19 в расположенной на окраине Алматы (в микрорайоне “Шанырак”) клинике “Талант”, где он работает, был создан первый в южной столице дневной стационар для ВСЕХ. С бесплатными врачами, лекарствами и системами. Пациенты приезжали к Таланту Омарову со всех концов города и даже области.

У врача, чье профессиональное кредо – никакого дистанционного лечения, только личный осмотр, не было ни одного смертельного исхода.

– А сейчас ваша клиника работает? Летом ведь ее хотели закрыть.

– Требования главного санитарного врача Республики Казахстан мы выполнили. Провели в клинике ремонт по новым санитарно-эпидемиологическим нормам, чтобы можно было спокойно работать, не беспокоясь за безопасность других людей. Утверждение о том, что наше здание стоит в жилом массиве, было ошибочным. Да, вокруг есть дома, но они огорожены, а мы располагаемся в отдельно стоящем невысотном здании. Сейчас я клинику передал ее основателям – своим родителям, тоже врачам, а сам занялся образовательной деятельностью (во время карантина, в разгар эпидемии открыл медицинский колледж для обучения среднего медицинского персонала). Но в любом случае я и дальше буду заниматься лечебной деятельностью именно по ковидным больным. Я знаю с нуля это заболевание и мне интересно его дальнейшее течение.

– Почему к вашей маленькой клинике отнеслись так пристрастно? Ведь государственные больницы не успевали летом принимать всех больных?

– Думаю, из-за того, что до эпидемии никто нас не видел и не слышал. Информация о том, что благодаря помощи благотворительного фонда мы бесплатно лечим ковидных больных, стала переломным моментом. Государство, получается, не поняло наших намерений: видимо, подумали там, мы тут ограничиваем движение, а какая-то непонятная мелкая клиника взялась лечить ковидных больных, которые едут туда со всего города и даже области! О том, что ограничения и самоизоляция не спасали людей – заболев, многие начинали бегать по всему городу в поисках лекарственных средств, – государственные органы не думали. И пошла ответная реакция с санкциями и запретами!

– Вы расплатились с громадным для маленькой клиники штрафом – 630 тысяч тенге?

– Расплатились с помощью фонда “Красивые дети Казахстана”. Но я сделал это только для того, чтобы избежать судебных издержек и чтобы опять не было каких-то непонятных условий. Но если бы дело дошло все-таки до суда, думаю, процесс выиграл бы. На все претензии у меня имелись аргументы, то есть все условия с санитарно-эпидемиологической точки зрения: термометрия, разделение на красную и зеленую зоны, фильтрация, дополнительные входы и т. д. – соблюдались изначально. Но санитарно-эпидемиологическая служба города, решив проверить нас внезапно, вошла к нам через красную зону, откуда мы принимали болеющих коронавирусом пациентов. И отсюда она сделала заключение о нарушениях.

– Как пережил жуткий июнь “Шанырак”, самый социально неблагополучный район Алматы?

– Я бы так не сказал. На мой взгляд, как раз таки жители этого района, в большинстве своем проживающие в индивидуальном жилом секторе, более защищены от инфекции, чем те, кто живет в высотных домах. А в целом за эти почти 11 месяцев, что длится пандемия, я пришел к выводу, что инфекции бояться не надо.

Болеют больше те, кто подвержен панике и страху, а это живительная среда для нового вируса: вырабатываемый организмом адреналин начинает гонять его по всем организму быстрее и отсюда – молниеносное заболевание.

Однако, если своевременно обратиться к врачу, больших проблем у заболевших COVID-19 не должно быть. Тем более что сейчас мы уже знаем, какими способами и чем нужно лечить.

– С марта прошлого года было много протоколов лечения, вы придерживались их?

– Их было 12. Да, некоторых придерживался, но, опять же, для тех, кто болен, например, сахарным диабетом, препарат “Дексаметазон” противопоказан, хотя он есть во всех протоколах. Исходя из своего опыта, я считаю, что тяжелое течение болезни большей частью связано с хроническими заболеваниями, отягощенными лечением на дому. Вирус сам по себе на начальном этапе неопасен, страшны осложнения от него. Оседая на стенках сосудов, тем самым он влияет на все органы (почки, печень, сердце), обостряя заболевания, о которых человек, может быть, раньше и не подозревал. При появлении первых же симптомов (потеря обоняния, осязания и слабость, першение в горле, жидкий стул, ломота в теле), не дожидаясь поднятия температуры, нужно обратиться к специалистам – врачам общей практики. При этом я не рекомендовал бы делать это в режиме онлайн. Видеть воочию пациента, знать его самочувствие и эмоциональное состояние и, исходя из этого, назначать индивидуальное лечение, – уже полдела. Если всё делать вовремя, есть большая вероятность перенести COVID-19, как обычную острую респираторную инфекцию.

– Вы помните своего первого коронавирусного пациента?

– Конечно. Работающий на барахолке мужчина средних лет пришел ко мне 16 марта с жалобами на температуру, кашель, ломоту в теле и жидкий стул. Первое, что я подумал – интоксикация, и назначил ему курс лечения и обязательное ежедневное наблюдение. На второй день ему легче от лечения не стало, поэтому я начал делать коррекцию по его состоянию. ПЦР-тестов на тот момент еще не было. После того, как пациенту полегчало (он болел где-то неделю), я направил его на сдачу анализов. Через 3 дня у него было подтверждено наличие положительных антител – иммуноглобулинов G и М. Вот так я впервые столкнулся с ковидным больным. По его словам, он никуда не выезжал, но ходил на какое-то мероприятие. Сам я на тот момент владел информацией о новом вирусе только из СМИ. Пришлось обращаться к коллегам – местным и из-за рубежа, чтобы вместе выбрать тактику лечения.

После этого пошел вал больных. В другое время, чувствуя легкое недомогание, они бы и не пришли к нам, но шла усиленная информационная атака – видеосюжеты о том, как люди умирают от коронавируса, скидывали на гаджеты со всего света. На фоне этого началась массовая паника. Закашляют – и бегут к врачу. Кстати, никто из персонала нашей клиники от того первого больного не заразился, хотя на тот момент из СИЗОв были только маски, перчатки и медицинские чепчики. Мы все, включая наши семьи, переболели ковидом уже потом по одной простой причине – большая вирусная нагрузка. "При лечении инфицированных больных медики вообще не должны заражаться и тем более – умирать" - профессор Андрей Дмитровский

– Сейчас началась вакцинация от COVID-19, но вирус мутирует, и получается, что в следующем году мы будем вакцинироваться от COVID-20, а потом COVID-21?

– Как это будет выглядеть, надо спрашивать у эпидемиологов. Но мой взгляд врача-практика, скорее всего, сейчас идет не мутация, а обострение хронических заболеваний на фоне сезонного гриппа. Если к этому присоединяется еще и ковид, то он проявляет себя по-разному. Допустим, если человек страдает кишечными заболеваниями, то у него, конечно же, будет больше диареи, чем другой клиники. Но в любом случае любое заболевание должно настораживать человека.

– А почему сейчас, в разгар острых респираторных заболеваний, люди меньше стали болеть КВИ, чем летом? У всех уже выработался иммунитет?

– Возможно, и так, но я заметил, что спад пошел после того, как перестали делать химическую обработку улиц и подъездов. Не будем забывать, что у нас в Алматы очень много аллергиков. Этому способствуют влажный воздух и неполноценное питание большинства населения. Под последним я подразумеваю то, что калорийность превышает полезность и получается дефицит определенных микроэлементов. Чтобы избежать этого, я бы рекомендовал больше фруктов и натуральных овощей с грядки, мясо тоже должно быть экологически чистым, однако это сейчас мало кто может себе позволить.

Распыляемые химические средства вызывали у многих горожан аллергический кашель, способствующий снижению иммунитета, после чего человек автоматически становится подверженным заражению этим и другими вирусами.

Мне лично до сих пор неизвестно, какие средства использовались при химических обработках улиц и подъездов, нам ведь об этом не сообщали. У меня даже сложилось впечатление, что это была какая-то секретная информация. Мои пациенты жаловались, что после таких обработок они начинали болеть всей семьей: головная боль, першение в горле, удушающий кашель, заложенность носа, плюс потеря вкуса и обоняния. Кто-то замечал эти клиники симптоматики, а кто-то – не обращал внимания, болей нет – и ладно.

– Ваши прогнозы?

– Будем привыкать жить с этим вирусом. Живут же люди с какими-то иммунодефицитными заболеваниями, птичьим и свиным гриппом. А сейчас превалирует страх летальных исходов от коронавируса, хотя заболеваемость уже пошла на спад. Повторюсь, большую роль сыграло чрезмерное перенасыщение людей информацией. Хотя, с другой стороны, от этого есть и положительный эффект – все стали больше придерживаться правил личной гигиены. Руки, по крайней мере, я заметил, моют все.

АЛМАТЫ