Летать – хватать

Лютую вьюгу и леденящий холод побеждали любовь к птицам и преданность пернатых хозяину.

На ипподроме “Кулагер”, что в Кызылжарском районе области, яблоку негде упасть. И это несмотря на то, что метель сбивает с ног, а колючий снег обжигает лицо. Для участия в Республиканском чемпионате по охоте с ловчими птицами съехались конкурсанты со всей страны. Каждый привез по три птицы. Это ястребы, соколы, но всё внимание многочисленной публики приковано, конечно, к беркутам.

Шестикилограммовые гиганты в ожидании боев. Большинство крепко вцепились в руки хозяев и важно восседают, как на тронах. Некоторые прибыли со своей “мебелью”. Это небольшие деревянные наседки. Сразу видно, меблированные – независимые персоны. Они с легкостью остаются в гордом одиночестве и не кричат, привлекая внимание хозяина.

– Приехали из Мангистау. Трое суток в поезде провели. Соседи по вагону сначала в шоке были, потом стали в очередь становиться, чтобы потрогать птицу, сфотографироваться, – с юмором рассказывает Айшуак ТАЙМАНОВ.

– Как беркут пережил трое суток в клетке?

– Да, без прогулок. Он привык уже. Часто ездим. Отдельное купе выкупаем – и вперед.

В доказательство того, что его беркут – настоящий чемпион не только в спорте, но и на охоте, Айшуак с гордостью демонстрирует свой лисий тулуп.

– Вот, одел меня. Если бы не эта шуба, здесь, на севере, сейчас мне туго бы пришлось.

К слову, лисьи тулупы и шапки стали на чемпионате своеобразным дресс-кодом. Все меха хозяев – добыча их питомцев.

Первым испытанием стала проверка на послушание хозяину. Помощник владельца выпускал беркута в небо. На расстоянии 200 метров, на другом конце спортивного поля, крылатого звал хозяин. Честно скажу, человеку услышать этот зов невозможно. Северный ветер заглушал все вокруг. Птице нужно было без промедления лететь к хозяину. И ведь долетали, не сбиваясь с пути.

Такие разные, как люди

Пока готовится старт очередного участника, мы разговариваем по душам с беркутом по имени Нарын. Птица не пропускает ни одного слова из нашей беседы с ее хозяином. Вот и выходит, что говорим-то с ней.

– Что она нам говорит?

– Дополняет. Мы с ней во всем друзья. Поймает лису, ждет меня, пока я помогу разделать шкуру и сам дам ей ее долю. Не жадничает, – рассказывает Арман КУШКАРОВ, поглаживая свою красавицу по гладким перьям.

Он назвал беркута в честь пустыни в родной Атырауской области. Говорит, у птицы такой же сильный характер, как у песка.

– Называем беркутов в честь тех мест, откуда они родом, по их качествам можно называть. Но имена людей не даем. Так идет от предков.

Традиции и опыт предков дают человеку и навыки по обучению птиц. Собравшиеся буркутчи в голос говорят, что приручить и обучить охоте можно любую птицу.

– Сначала нужно проявить к птице любовь. Чтобы она начала доверять. Первое – начинаем кормить мясом с руки. Дальше – главное, оправдать доверие беркута, – говорит Темирали ТУЛЕГЕНУЛЫ из Караганды.

И тонкая душевная связь, взаимопонимание в дуэте беркута и человека, оказывается, совсем не преувеличение. Арман Кушкаров делится:

– Все беркуты вроде на одно лицо, да? Нет. У каждой птицы свой характер. Они как люди. Все разные. Одни сильно привязаны к человеку, другие относятся к нам прохладно, мы нужны только, чтобы сходить на охоту.

Хозяин точно знает, какой человек может быть рядом с беркутом.

– Только тот, кто может быть сдержанным. Эта птица не понимает наказания. Только – ласку. Что бы она ни сделала, она права, и ругать – себе дороже выйдет.

Охота без шансов

Зрелищем не для слабонервных стал финал чемпионата. Птицы соревновались в спортивной охоте. Добывали чучело лисы. А вот голуби и кролики были настоящими. Поймали всех.

Хищники, спокойно ждавшие своей минуты славы на руках хозяев, сладко ворковали. А затем показали, на что способны. Природу не обманешь.

Подлетая к добыче, стремительные беркуты вытягивали цепкие лапы со смертоносными когтями, хватали убегающую живность.

Этот процесс с трудом могли запечатлеть даже профессиональные фотокамеры. Мгновение! Это охотники, не оставляющие шансов.

Настало время подведения итогов. Лучших выбирали среди соколов, ястребов и беркутов отдельно. В соколиной охоте победили птица Акбас и ее хозяин Даурен Аршабай из Туркестанской области. Ястреба-чемпиона зовут Қаршыға. Он и его владелец Алмас Сейтжан приехали из Алматинской области.

Айшуак Тайманов и его стойкий Тастүлек, приехавшие из далекого Мангистау, стали самыми крутыми в состязании королей птичьей охоты – беркутов. Им – дипломы, кубки и денежные премии.

Право на личную жизнь

Для многих южных гостей северная непогода оказалась неприятным сюрпризом. Бывало, птицам было сложно удержаться на лету. Но жюри поблажек не делало.

– Здесь сильный ветер. Но на оценку результатов это не влияло. Мы оцениваем стойкость участников, – резюмировал Дулат МАРАТУЛЫ, главный судья чемпионата.

Участники прощаются и желают друг другу дальнейших побед. Наверняка у каждой этой птицы впереди еще много титулов.

– А есть жизнь у беркута после такого спорта?

– Когда им исполняется 20 лет, мы снимаем чипы и отпускаем их на волю.

– Больно прощаться?

– Очень. Но у них должна быть своя жизнь. Стараемся сами подыскать безопасное место подальше от дома, чтобы не вернулись. Обязательно там должна быть пара для создания семьи. Сытно кормим… и прощаемся. Они должны устраивать свою жизнь. Как люди. 20 лет для беркута – начало жизни. Они живут по 100 лет, и эта жизнь должна быть полноценной, – говорит Арман Кушкаров.

Получается, люди приручают беркутов, потом заботятся о них, считаются с их характерами, отдают свою душу, дальше даже устраивают питомцам личную жизнь. Невольно задаешься вопросом: а кто тут кого приручает? Но очевидно одно: беркут – очень смышленая птица.

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ