Обнаруженные своевременно с воздуха, во время инспекторского, патрульного полета, очаги возгорания, будь они на равнинной местности, или в труднодоступной горной, можно локализовать силами десанта Казавиалесоохраны.
Только службы авиалесоохраны и позволяют избежать колоссального ущерба во всех продвинутых странах мира.
Чехов о пожарах
… "На палубе было жарко, в каютах душно; в воде +18. Такую погоду хоть Черному морю впору. На правом берегу горел лес; сплошная зеленая масса выбрасывала из себя багровое пламя; клубы дыма слились в длинную, черную, неподвижную полосу, которая висит над лесом… Пожар громадный, но кругом тишина и спокойствие, никому нет дела до того, что гибнут леса. Очевидно, зеленое богатство принадлежит здесь одному только богу", - таким Антон Чехов впервые увидел 8 июля 1890 г., плывя на пароходе, остров, на котором ему предстояло лечить ссыльных каторжников, о чем он и рассказывал впоследствии в романе "Остров Сахалин".
В то же время в том же романе Чехов поместил и размышления о японском отношении к лесам, разумном, бережном.
Возможно, жизнь островитян приучила японцев ценить блага "большой земли. Отсюда и особенный менталитет.
Однако, пожары - явление всех времен, и ни один народ, ни одна страна от них не застрахованы. В прошедшие, 2002 и 2003 г.г., некоторые штаты США были охвачены необычайно сильными пожарами, тушить которые ринулись пожарные из соседних штатов, а также добровольцы. Достаточно сказать, что всемирно известному актеру, суперзвезде Арнольду Шварценеггеру сразу же по вступлении на пост губернатора богатейшего южного штата Калифорния пришлось взять на себя руководство тушением пожаров, возникших от засухи и зноя. И, к удовольствию поклонников, Шварценеггер проявил себя и на этот раз, великолепно справившись с проблемой.
Полет над горелым склоном
Автору этих строк однажды довелось уговорить друга детства, нынешнего президента одной из авиакомпаний, разрешить слетать в патрульный полет вместе с экипажем, состоящим исключительно из летчиков-асов. Командир "Як-18", пилот Виктор Петрович Закаблуковский, имеющий не одну тысячу часов налета, поворчал немного:
- Из-за Вас придется брать на борт меньше топлива, сколько весите?
- 45 кг (именно столько я тогда весила).
Видимо, эта цифра его очень рассмешила, он добродушно расхохотался и произнес свое командирское:
- Ну, ладно, полезайте в кабину.
- Итак, крайние (в авиации ни в коем случае нельзя употреблять слово "последние" - это непременно дурной знак!) приготовления перед взлетом закончены, авиатехник еще раз осматривает крылатую машину. Отъезжает заправщик, баки практически полны авиабензина.
Белокрылый самолет разгоняется, стремительно набирая скорость, и вот - мы уже оторвались от земли. Приятное ощущение полета спустя несколько минут сменяется "болтанкой", возникающей при перегреве поверхности земли и появляющейся обычно при "кучевке" - кучевой облачности. Восхищаюсь силой и выдержкой пилотов, часами летающих в "болтанке", да еще каждый день! Какое надо иметь здоровье! Этот полет, как и другие, рассчитан по штурманской карте и должен занять ориентировочно (зависит от ветра, попутного или встречного) около пяти часов.
На высоте более тысячи метров мы летим уже в восточном направлении для патрулирования труднодоступных склонов Заилийского Алатау.
Как великолепны, величественны горы, склоны которых покрыты стройными тянь-шаньскими елями, изумрудная зелень покоряет глаз своей неувядающей прелестью. Но вот мы приближаемся к склонам, на которых торчат не ели, а черно-бурые палки, весьма отдаленно напоминающие "скелеты елей", то есть стволы без иголок, без лап.
30-дневный пожар
Григорий Федорович Черкасов - пилот-наблюдатель с грандиозным стажем и опытом, попросил командира слегка снизить самолет, чтобы можно было лучше рассмотреть погибший островок леса, мрачно чернеющий посреди зеленого мира. Мы приближались к горе Мохнатке, печально известной своими пожарами. Повернувшись ко мне, Черкасов прокомментировал безрадостное зрелище:
- Видишь черные следы былых пожаров? Сколько лет прошло, а обгоревшие, уже мертвые деревья стоят, пока не сгниют у основания и не рухнут. Сколько гектаров леса тогда сгорело на склонах, куда трудно доставить воду, да что там, - трудно даже подняться на них, а не то, что тушить пожар!
- А что случилось, когда?
- Еще в 1978 году. Этот пожар мы тушили почти месяц! Ветер, сушь, да еще проблема с подачей воды в гору! Внизу, под елями, лежат тонны, именно тонны опавших сухих пожелтевших еловых иголок, которые представляют собой горючий материал. Высота сухого игольчатого покрова вперемешку с шишками порой достигает 60 сантиметров. К тому же эфирные масла на еловых, как известно, вспыхивают мгновенно.
Именно в тот момент в Алма-Ате был с дружественным деловым визитом по случаю Всемирного года здоровья, председатель ВОЗ, бывший президент США, Никсон. Обычно "гостей" принято было возить на Медео, тогда еще только что возведенный, замечательный, во всем мире известный комплекс! Но Никсону не повезло, посмотреть нашу достопримечательность он так и не смог. Дым над Медео и над Мохнаткой был виден даже из города, с любой из улиц. Вся Алма- Ата переживала тогда из-за этого пожара. Пожарникам помогали солдаты. Мы тушим, а пламя расползается от ветра все выше и выше, по сухой траве, по тем же сухим иголкам, к тому же нескончаемый ветер!
Целых 30 дней ушло... А если бы удалось сразу же потушить, обнаружив очаг во время авиационного патрулирования! Но тогда все было бы по-другому.
Не стоит забывать, что пожар имеет продолжение даже спустя два года! Ведь деревья, обгорев во время пожара и лишившись кроны, начинают гнить до корня, а лишившись естественной поддержки - корней, рушатся на землю. Дожди, водные потоки образовывают, естественно, жижу. И вот, спустя 2 года, природа отомстила людям за тот пожар - был мощный сход грязевых выбросов именно отсюда! А причиной того пожара, по-видимому, была небрежность многочисленных "диких" туристов, которые даже потушить за собой костер по- человечески не могут. Ведь люди почему-то забывают, что достаточно одного окурка, непогашенного как следует, даже искры от проезжающего автомобиля, - при горячей температуре воздуха (хотя бы +25) пожар возгорается легко!..
… Под крылом самолета остались уныло чернеющие массивы обгорелых елей, более 20 лет назад погибших в огне вместе с птичьими гнездами, в которых были птенцы. Нет теперь тех гнезд, и тех птиц, - они исчезли бесследно с лица земли.
Богатства, которые нельзя купить
Страна может купить или продать золото, нефть, уголь, древесину. Но никак нельзя купить зеленые огромные ели, высотой до 50 метров, чье великолепие поражает видавших виды иностранных туристов.
Леса тянь-шаньских елей, растущих только у нас, которым уже около 300 лет - это богатство нашей земли. Их необходимо беречь и охранять от невежд и бестолкового обращения. Очень важно воспитывать молодое поколение именно в духе любви к природе, к миру, в который мы пришли, как гости. Если вдуматься, эти высокие 300-летние ели были задолго до нас, так пусть же они останутся и после нас, пусть другие люди, которым предстоит жить в 3000-м году, смогут наслаждаться отдыхом близ этих роскошных деревьев, дарящих здоровье и прекрасное настроение! А художники всего мира смогут приезжать сюда и просто рисовать это чудо...
Автор совершенно точно знает, что сейчас пейзажи Алатау увозят с собой люди, эмигрирующие за рубеж - как частичку своей любви, как память о счастливо прожитых годах, о минутах, проведенных во время чудесного отдыха на горных склонах среди елей, трав и цветов.
"Зеленые" деньги из зеленого леса
…В СССР было 11 государственных лесополос, одна из которых существует в Казахстане до сих пор. За 20 лет советского "застоя" было создано, то есть выращено буквально "с вершка", с саженца - 1,3 миллионов гектаров (!) новых лесов. Надо помнить: в СССР по площадям лесов Казахстан прочно удерживал 2-е место после России.
Однако после развала СССР нерациональное распоряжение огромными богатствами казахской земли, ее лесами, ее бесценными заповедниками привело к тому, что все сократили: и планы посадок, и суммы выделяемых из бюджета денег, и опытные кадры высокообразованных лесников, что привело к катастрофическому положению в лесах - многочисленным пожарам, незаконной вырубке леса.
Лесники, в чьи подконтрольные площади вошло еще и количество гектаров "сокращенных" коллег, просто физически не были в состоянии обходить те территории, которые им "приписали" в период "перестройки".
Не имея необходимой техники для передвижения по лесам и гористым чащам, чтобы осматривать все участки, держать под должным контролем все гектары лесных подконтрольных массивов, пресекать попытки вырубки леса, возгорание и кражу, "сокращенный" отряд лесников оказался бессильным перед бедствиями леса, чем не преминули воспользоваться всякого рода "контрабандисты", вырубающие леса с целью продажи их за рубеж, да еще и по демпинговым ценам.
Знаменитый реликтовый сосновый ленточный бор Прииртышья, который существовал с древних времен, чуть не оказался на грани исчезновения из-за бесконечно повторяющихся пожаров.
По предположениям экспертов, это - дело рук человека. Хотя, конечно же, в числе пожаров не все - результаты поджогов. Тем не менее, находя лазейки в законах, обгорелый лес вывозят для продажи по цене "древесины". Вот так находятся "хозяева", позволяющие себе распоряжаться народным сокровищем.
С корабля на бал!
Осенью 2002 года пылали и дымили лесные массивы неподалеку от новой столицы. Над Астаной плыло облако лесного дыма. Вертолет "Ми-8", который тогда еще был в распоряжении авиакомпании "Тянь-Шань", среди многих других также принимал участие в тушении больших пожаров, с экипажем легендарного Юрия Ельцова.
Вернувшийся борт тут же был подвергнут чистке от копоти. Автор была свидетелем того, как "с корабля на бал" этот же вертолет (и экипаж), вечером в субботу вернувшись с пожаров близ Астаны, на следующее утро отправились спустя всего несколько часов на тушение другого пожара.
В то воскресное утро, в 11 часов 45 минут, летя на патрульном самолете, Закаблуковский и Черкасов обнаружили очаги возгорания в районе иссыкского заповедника. Тут же, прямо с борта самолета, Черкасов по рации связался с алматинской авиабазой Казавиалесоохраны и поставил задачу отряду пожарных десантников: "готовность №1". Патрульный самолет зашел на экстренную посадку, Черкасов пересел на уже "заведенный" борт "Ми-8", к Ельцову, и вертолет взял курс на авиабазу, где оперативно забрал всех десантников и спецсредства для тушения пожара. Буквально через несколько часов пожар был локализован и потушен. Он успел уничтожить всего лишь 5 га. Распространяясь по полю сухой травы, пламя почти вплотную подошло к Национальному Иле-Алатаускому парку, но десантники не дали "прорваться" пожару, огонь не успел перекинуться на него.
Богатства парка были спасены. Тянь-шаньские ели, растущие только в Джунгарском и Заилийском Алатау, 200 видов животных, среди которых и снежные барсы, медведи, архары, соколы, даже редкая синяя птица!
Мнение главного диспетчера
Однако времена меняются. Правительство внимательно рассмотрело проблемы леса, его работников и сочло необходимым выделить нужные средства для решения насущных проблем, в том числе и в лесоохране. Вот что рассказал главный диспетчер Казавиалесоохраны Анатолий Александрович Довгаль:
- Вот данные на 26 сентября с начала пожароопасного сезона:
Лесное хозяйство | Всего пожаров | Лесная площадь (га) | Не лесная (га) |
Акмолинское | 211 | 3452 | 317 |
Алматинское | 28 | 60 | 119 |
Актюбинское | -- | -- | -- |
Атырауское | 2 | 10 | 329 |
Вост.-Казахст. | 39 | 560 | 38 |
Жамбылское | 17 | 37741 | 39848 |
Запад.-Казахст. | |||
Карагандинское | 45 | 71 | 12 |
Кызылординское | -- | -- | -- |
Костанайское | 136 | 7819 | 634 |
Мангыстауское | -- | -- | -- |
Северо-Казахст. | 178 | 1774 | -- |
Павлодарское | 21 | 70 | -- |
Южно-Казахст. | 23 | 1615 | 665 |
ГНПП «Бурабай» | 94 | 843 | 609 |
РГП «НПЦЛХ» | 17 | 10 | 2 |
Итак, всего случаев пожаров в 2004 году (на сегодняшний день) - 811, лесной площади пострадало всего - 54025 гектаров, из них наиболее ущербного пожара - верхового - было на 4602 гектарах, на не лесных массивах - горело 42573 га земли.
Что касается пожаров на особоохраняемых природных территориях (самых ценных, в Государственных, Национальных природных парках, заповедниках и резерватах), которые с 2003 года переданы под контроль местных акиматов, то информация о наиболее серьезных ущербах такова:
Заповедник | Случаи пожаров | Горело леса | Горело степи |
Аксу-Жабаглы | 1 | -- | 250 |
Наурзумский | 2 | 104 | 994 |
Баян-Аульский ГНПП | 18 | 1 | 6 |
Иле-Алатауский | 4 | -- | 1 |
Каркаралинский | 9 | 1 | 289 |
Катон-Карагайск. | 7 | 1 | 3 |
«Кокшетау» | 49 | 120 | 63 |
«Ертис-Орманы» | 88 | 132 | -- |
Сандыктвск.УПУ | 19 | 27 | -- |
«Семей-Орманы» | 181 | 143 | 17 |
Всего случаев в особоохраняемых, вверенных местным акиматам, наиболее ценных, лучших уголках страны, было всего в 2004 г. - 378 пожаров, в этих пожарах горело 1725 га леса, и степи - 1623 га.
Очень хотелось бы напомнить людям, распоряжающимся поджогами степи в сельской местности о том, что горелая земля теряет немало ценных свойств, она меньше плодоносит. Необходимая осенняя вспашка почвы часто просто игнорируется. Невежественно полагать, что палить сухие стебли - выход из положения.
Вместе со стеблями горят полезные для будущего урожая вещества.
Хотелось бы еще напомнить и о том, что поджигая траву, а затем уезжая на лошади с места поджога, люди, очевидно, не понимают, что пламя с помощью ветра достигает кромки леса. И уже нельзя будет пойти в ближайший лес за грибами - все сгорит дотла.
Стоит ли рубить сук, на котором сидишь?