Леонардо Ди Каприо отмечает 40-летний юбилей

Если присмотреться внимательно к карьере знаменитости, станет ясно, что и «раньше» и сейчас, когда ему исполнилось 40 лет, он был и остается одним из самых талантливых киноактеров поколения. Как и многие знаменитые коллеги — от Скарлетт Йоханссон до Элайджи Вуда, впервые под свет софитов маленький Лео встал двухлетним младенцем. Родители будущей звезды, живя в солнечной Калифорнии, — вовсю хипповали, а папаша ушел из семьи сразу после рождения сына. Отношения, между тем, сохранялись, и Ди Каприо-старший отвел своего малыша в детское телешоу, сделав своему ребенку прививку будущей славы в бессознательном возрасте. Успех имел взрывные последствия. Уже в 14 лет мальчик становится профессиональным актером со своим агентом и, обладая миловидной внешностью (кстати, мама Леонардо наполовину немка, наполовину русская), снимается в десятках рекламных роликов, а также принимает участие в популярных сериалах, включая «Санта-Барбару» и «Лесси».

Войдя с самого раннего возраста в мир больших гонораров и гигантских амбиций, юный Лео, в отличие от многих своих друзей, самым близким из которых был и остается актер Тоби Магуайр, — не стремится к дешевой популярности. Распознав недюжинные драматические способности после проходных ролей в «Зубастиках-3», «Ядовитом плюще» и подростковых сериалах, смазливого мальчугана приглашает шведский режиссер Лассе Халльстрем, переключившийся со съемки всех клипов для АBBА на большое кино в Голливуде. В 1993 году Ди Каприо играет вместе с Джонни Деппом в драме Халльстрема «Что гложет Гилберта Грэйпа». За роль Арни, умственно отсталого брата Гилберта, в неполные 19 лет актер был впервые номинирован сразу и на «Золотой глобус», и на «Оскар». При том, что ни Депп, ни игравшая главную женскую роль его ровесница Джульетт Льюис никаких номинаций не удостоились.

Естественно, после этого карьера артиста стремительно идет в гору. В 1995 году его приглашает Агнешка Холланд, знаменитая польская сценаристка и режиссер, в суровые 80-е перебравшаяся из социалистического лагеря на Запад. Начинающему актеру достается роль, о которой многие мечтают всю жизнь, возделывая ниву интеллектуального авторского кино: представителя «проклятых поэтов» Артюра Рембо, влюбившего в себя символиста Поля Верлена. Этот фильм критики до сих пор считают пиком актерских достижений как Ди Каприо, так и блестящего британца Дэвида Тьюлиса, сыгравшего вконец опустившегося великого французского поэта. Поскольку в «Полном затмении» раскручивается тема однополой любви, молодой Ди Каприо, весьма живо сыгравший болезненную страсть, начинает крутить романы исключительно с топ-моделями, дабы отвергнуть подозрения в гомосексуализме. Пристрастию к манекенщицам из первой десятки мирового рейтинга Лео не изменил до сих пор: в его донжуанском списке и Хелена Кристиансен, и Жизель Бундхен, а сегодня уже более молодые звезды подиумов, которых он меняет как перчатки. При этом актер до сих пор не имеет ни семьи, ни детей, оставаясь одним из самых желанных женихов Голливуда.

Флиртующего Ди Каприо папарацци застали во время баскетбольного матча.

Сразу после впечатляющего успеха двух независимых авторских проектов голливудские продюсеры обратили внимание на восходящую звезду. В год совершеннолетия Леонардо (имя ему придумала мама в честь великого итальянского художника) уже играет в высокобюджетном вестерне Сэма Рэйми «Быстрый и мертвый» (1995) с Шэрон Стоун, Расселом Кроу и Джином Хэкменом. Впрочем, этот фильм вехой в карьере актера не стал, в отличие от другого — «Ромео + Джульетты» (1996) австралийца База Лурманна, до сих пор любимого фильма папы актера. Спустя 17 лет тот же режиссер снимет специально под Ди Каприо «Великого Гэтсби», но успех «Ромео...» повторить не удастся. Мелодрама с выдающейся актрисой, на тот момент также восходящей звездой Клэр Дэйнс, становится поистине культовой в молодежной среде, поскольку Лурманну удается осовременить шекспировскую трагедию в новаторском ключе, придав фильму черты рок-оперы.

Так бы и полнился послужной список актера ролями в полунезависимом интеллектуальном кино, которому он отдавал явное предпочтение перед блокбастерами, но в 1997 году Джеймс Кэмерон снял с ним «Титаник» и собрал первый в истории миллиард долларов. Фильм был выдвинут на соискание «Оскара» в 14 номинациях, в результате получил 11. Лео демонстративно не приехал на вручение наград, поскольку академики вообще не выдвинули его на «лучшего актера». В результате «Титаник» не получил ни одной статуэтки среди актерских номинаций. Тем не менее роль Джека Доусона поставила Ди Каприо в ряды самых высокооплачиваемых звезд Голливуда. В том же году он был включен в список 50 самых красивых людей мира по версии журнала People. Нетрудно подсчитать: парню на тот момент исполнилось всего 23 года.

В новом тысячелетии Ди Каприо начали приглашать представители высшей когорты голливудских мэтров: Дэнни Бойл, Стивен Спилберг, Ридли Скотт, Сэм Мендес, Клинт Иствуд, Кристофер Нолан, Квентин Тарантино. Впрочем, имя актера само по себе означает коммерческий успех, поэтому он не позволяет паразитировать на своей известности, тщательно выбирая сценарии и режиссеров.


Леонардо Ди Каприо позирует со стюардессами PanAm на премьере фильма Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» в Лондоне 27 января 2003 года.

Однако стоит отметить, что очередной вехой в карьере артиста становится знакомство в 2002 году с Мартином Скорсезе. До Ди Каприо любимым актером этого мастера был, как известно, Роберт Де Ниро. Но он уже постарел, и начиная с «Банд Нью-Йорка» (2002) почти во всех фильмах Скорсезе главные роли играет Ди Каприо. Причем его тут же настигает «оскаровское проклятие» — сам Скорсезе получает свою единственную в карьере статуэтку, видимо, утомив окончательно киноакадемиков бесчисленными номинациями, за «Отступников» в 2007 году. Бедного Леонардо, сыгравшего одну из лучших своих ролей в этом фильме, снова «прокатывают». Среди других картин Скорсезе, которые были сняты одна за другой с явным прицелом на статуэтку для любимого актера, были и коммерчески успешный «Авиатор», и камерный шедевр «Остров проклятых», и даже длиннющий бенефис «Волк с Уолл-Стрит». Но Американская академия кинематографических искусств и наук неумолима. В отношении самого, пожалуй, известного «неоскароносного» своего представителя она полна стоицизма, видимо, считая, что лучшая роль сорокалетним актером пока не сыграна.

Так в чем же дело? Тут нужно вернуться к нашей первоначальной догадке: до сих пор худшей половине человечества наш герой нравится существенно меньше, чем лучшей. У Ди Каприо, при неоспоримых актерских данных, несколько слащавая внешность. Роли мачо ему не идут, следовательно отождествить себя с его героями мужчинам трудновато. Лишь в тарантиновском «Джанго освобожденном» он впервые сыграл явно отрицательного героя, и это, пожалуй, несколько реабилитировало его образ няшки. В амплуа страстного или активно страдающего персонажа Лео выглядит куда лучше, но если брать относительно новые работы — что в «Дороге перемен», что в «Отступниках» или даже в новейшем «Великом Гэтсби» очень трудно отличить его героев друг от друга. Артист прекрасно играет страсть, но с трудом справляется со своим бьющим из всех щелей темпераментом, особенно в сценах, где можно было бы промолчать. Стоит признать, что актерский багаж его несколько беднее, чем был у того же Де Ниро в сходном возрасте, что отмечают все критики, в том числе, конечно, и оскаровские номинаторы.

Впервые в роли злодея: жестокий рабовладелец Келвин Кэнди в фильме Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2012).

То же самое относится к сыгранным Ди Каприо почти однотипным байопикам, — «Авиатор» о магнате-миллионере Говарде Хьюзе, «Дж. Эдгар» о директоре ФБР Гувере, «Волк с Уолл-Стрит», опять же, о ловкаче-финансисте Джордане Бэлфорте — поменяй героев местами, с точки зрения актерского искусства, мало что изменится. Сыграно чисто, четко, без сучка... но как-то уж слишком много там звездного Ди Каприо, несмотря на чудесный грим и режиссерские ухищрения. Личность артиста сильно выпирает — миллионеров и могущественных деятелей играет миллионер и не менее популярная фигура, чем его герои. Уже в «Гэтсби» Лео явно не хватает выдержки и он корчит самые отчаянные рожи, выдавливая на экран какую-то неожиданную истерику.

Правда, тут надо учитывать, что даже не самые удачные фильмы с его участием, как правило, входят в число кассовых лидеров, так что говорить можно лишь о «борьбе хорошего с лучшим». Если посмотреть на не столь уж богатую фильмографию актера — 35 полнометражных фильмов с 1988 года, то, за исключением «Человека в железной маске» (1998), он не сыграл ни в одной проходной картине. А в таких очевидных шедеврах, как «Начало» (2010) Криса Нолана, его работа оставляет очень мало места для критики. Причем все, кто лично знаком с артистом, в один голос отмечают, что кроме того, что он донжуан и сноб, не дающий интервью незнакомым журналистам, Ди Каприо еще и довольно умный человек, для которого деньги не являются мерилом карьерного роста. Он явно хочет остаться в истории кино, тем более что сэр Бен Кингсли, являющийся членом Королевской Шекспировской гильдии с 1967 года, назвал Леонардо самым лучшим Ромео, которого ему только приходилось видеть.

Что же до несомненного успеха у лучшей половины человечества, тут все гораздо проще. Объективно Ди Каприо не красавец в стиле голливудских ковбоев мальборо, но ведь зрительницы клюют на внешность как таковую, только если мужик совсем уж Джорж Клуни или Брэд Питт. У Ди Каприо помимо таланта есть обаяние. Как мы знаем из романа «Иосиф и его братья» Томаса Манна, именно обаяние — залог любви, и именно обаяние делает человека «прекрасным» в глазах женщин. Поэтому сомневаться, что Леонардо к следующему юбилею порадует поклонниц очередной обоймой запоминающихся образов, не приходится.

Смотри фото с Лео здесь