Лекарство от заблуждений: почему увеличивается количество обращений пострадавших от деятельности сект в Алматы

“На сегодняшний день в центр консультации и реабилитации при управлении общественного развития Алматы обратилось 438 человек, из них, правда, только 194 смогли вернуться к нормальной жизни. В прошлом году к нам обратились 186 человек.

В секту в основном попадают люди, имеющие тяжелое материальное положение, изгои общества, безработные и подростки.

Посмотрите, кто потенциально подвержен радикализации? В основном это молодежь от 15 до 28 лет. При этом абсолютное большинство из выехавших в зоны вооруженных конфликтов составляют те, кто не имел религиозного образования – не учился в медресе или исламских университетах. После того как у них возникают проблемы с законом, они попадают к нам в центр”, – отметил Кикимов.

Среди жертв сектантов были и те, кто находился в сексуальном рабстве.

“Были случаи, когда к нам обращались жены салафитов. Ведь по шариату мужчина может иметь несколько жен. Количество разводов среди салафитов – бесчисленное множество. Так, к примеру, получив развод (талак), женщина может выйти замуж за другого салафита. Через месяц – стать женой третьего, – возмущен Кикимов. – Мы выявляем много случаев криминальных абортов среди жен салафитов, это не говоря уже о том, что многие из них из-за частой смены сексуальных партнеров больны венерическими заболеваниями. Редко жены салафитов обращаются за медицинской помощью. Гинеколог, по их мнению, должна тоже придерживаться их радикальных взглядов”.

По его словам, реабилитация культистов отчасти схожа с реабилитацией жертв других форм насилия или жертв катастроф и войн, но есть много серьезных существенных отличий.

“Эти различия начинаются уже с момента первичного консультирования, – рассказывает Кикимов. – Многие деструктивные организации используют стресс и навязывание фобий как средство удержания адептов в своих рядах. Механизм навязывания фобий осуществляется методами прямого или косвенного внушения. Знание этих механизмов помогает нашим консультантам и самому пострадавшему в проведении успешной реабилитации и избавлении от фобий. Прежде всего, мы проводим психологическую реабилитацию”. Вкус горькой полыни. Точка возврата для боевиков и их семей

Второе направление – духовная реабилитация, которая включает в себя работу имама.

“Постепенно человек учится личному общению с Богом, возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами, – утверждает специалист. – Процесс духовной реабилитации ускоряется, если экс-культист сам начинает помогать своим бывшим собратьям и специалистам в их усилиях по выводу очередного обманутого из деструктивного течения.

Многие из бывших сектантов часто оказываются в буквальном смысле на улице: с утраченными навыками самостоятельной жизни, без жилья, без работы, вне круга общения.

Это работа для психологов, социальных служащих и юристов. На этом этапе необходимо помочь человеку научиться жить заново в обществе, вне секты, – отметил Кикимов. – В основном у нас проходят курс реабилитации приверженцы салафизма, “Хизб ут-Тахрира” и “Таблиги Джамаата”. Наш контингент в основном – это уроженцы Западного Казахстана, Карагандинской и Южно-Казахстанской областей, которые в поисках заработка приехали в Алматы. Кто-то занимается мелкой оптовой торговлей, кто-то – продажей сотовых телефонов и так далее. Силовыми методами решить эту проблему невозможно. Запретительные меры могут сработать в обратную сторону. Больше говорим не о шариате, а о духовности и нравственности, мягкости и миролюбии ислама.

Раскрываем суть радикальных групп путем сравнения с аятами Корана и хадисами, историей ислама (указывая конкретные факты и доказательства). Чтобы показать истинное лицо террористических групп, нужны сравнения и примеры, а не просто критика”.

По словам Кикимова, период реабилитации проходит от нескольких недель до месяцев.

“Желающие покинуть деструктивное религиозное течение постоянно подвергаются преследованиям. Для начала это навязчивые звонки: “Брат, возвращайся к нам”. Сначала по-хорошему, а потом начинается по-плохому – угрозы. Поэтому из секты на самом деле не так-то просто выйти”, – рассказал Кикимов.

По его словам, в секту обращаются в основном женщины.

“Был случай, когда к нам обратилась женщина, чей муж-салафит, угрожая ей расправой, отобрал детей, а сам женился на другой. Наш центр помог отстоять права, и детей вернули матери”, – говорит Кикимов.

По его словам, в центре можно получить список организаций, которые относятся к деструктивным сектам. Анонимность обращений гарантируется.

Алматы