Лекарство от страха

Глава Республиканского центра СПИД, как, впрочем, и другие специалисты, с которыми мы говорили о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, попросили не называть СПИД чумой ХХ века. Не пугать людей. Ажиотаж вокруг темы уже привел к усилению дискриминации в обществе. И пока ученые ищут способ излечения, главной “вакциной” против ВИЧ остается достоверная информация. Информирован – значит защищен.

В шаге от пандемии

По классификации ЮНЭЙДС – Международной организации ООН по ВИЧ/СПИДу, сегодня распространение инфекции в Казахстане вышло за рамки начальной стадии и достигло стадии концентрированной. Это означает, что ВИЧ/СПИД покинул пределы группы риска (наркоманы, работницы коммерческого секса, заключенные).

Следующий после нее шаг – генерализованная стадия эпидемии, то есть пандемия. И тогда ВИЧ-инфекция затронет и социально благополучное население. А основным путем заражения станет половой. Украина и Россия уже вступили в генерализованную стадию.

– Если не принять срочных мер, то эпидемия выйдет из-под контроля, – говорит координатор по коммуникациям и стратегии проекта по контролю СПИДа в Центральной Азии Андрей Сидорин. – Наркотрафик, проходящий по странам Центральной Азии, открыл доступ к дешевым наркотикам – отсюда увеличение числа наркозависимых. Наркоманы стали основной группой риска. По большей части по неведению в 90-х годах у нас просто не могли выявить инфекцию, не хватало тест-систем, диагностического оборудования, специалистов.

– Менталитет казахстанцев и огромная территория, то есть отсутствие скученности населения, пока сдерживают распространение вируса. Но это не должно успокаивать, – говорит генеральный директор Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом Марьям Хасанова.

Как говорят специалисты, страны Центральной Азии уже перегнали африканские республики – конечно, не по количеству зарегистрированных случаев, а по темпу роста.

Лучше не знать?

Большинство из нас по-прежнему считает СПИД уделом проституток, наркоманов и гомосексуалистов. Хотя ВИЧ давно перешагнул рубежи, отделяющие эти локальные группы от всех остальных, – трагедия Шымкента стала печальным тому подтверждением.

Говорят, меньше знаешь – лучше спишь. И те, кто не относит себя к пресловутой группе риска, не хотят, боятся и ленятся протестироваться. А спрашивать результат теста на ВИЧ у половых партнеров стесняются. А надо бы!

– Мы постоянно призываем людей узнать свой статус в диспансерных отделах, – продолжает Марьям Хасанова. – Мы не спрашиваем ни имени, ни возраста, ни прописки, и результат можно узнать по телефону. Для тех, кто не хочет ждать долго, у нас есть экспресс-тесты – они сразу выдают результат.

– По собственной воле проверяются на ВИЧ единицы. На обследование идут беременные, больные туберкулезом, заключенные и доноры, которые сдают кровь или органы, – говорит президент Казахстанского союза людей, живущих с ВИЧ, Нурали Аманжолов. – Такое тестирование правильнее назвать “по инициативе врача”.

Между тем СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) входит в число самых опасных болезней современности. И самых дорогих.

– К сожалению, существует мало исследований относительно того, какой урон может причинить экономике как государства, так и каждой отдельно взятой семье растущее число ВИЧ-инфицированных, – говорит координатор по коммуникациям и стратегии проекта по контролю СПИДа в Центральной Азии Андрей Сидорин. – Если, к примеру, это будет 2 процента от общего населения, причем, как правило, это экономически активное население, они не смогут работать, будут сидеть на больничном, получать от государства довольно дорогое лечение. А когда больных станет очень много, что будет делать государство? Увеличивать налоги!

– Сейчас гарантируется объем бесплатной помощи – антиретровирусная терапия, – говорит президент Казахстанского союза людей, живущих с ВИЧ, Нурали Аманжолов. – Большинство расходов на себя берет Глобальный фонд, а с 2008 года в рамках нацио-

нальной программы будет выделено большое количество средств на медпрепараты. Проблема в том, что люди не готовы к тому, что препараты надо принимать постоянно. Иногда потому, что после этого чувствуют себя не очень хорошо. Иногда просто не верят в эффективность лечения. Кроме того,

80 процентов ВИЧ-инфицированных в Казахстане – потребители инъекционных наркотиков, а их собственное здоровье да и здоровье окружающих, по большому счету, их не слишком заботит.

Проблема в том, что при нерегулярном приеме препаратов вирус приспосабливается к ним, и лечение эффекта не дает. Потом надо назначать более сложную и дорогостоящую схему лечения.

От страха к надежде

Но самой большой проблемой врачи называют страх. СПИД-фобию. Говорить о ВИЧ/СПИДе – неприятно. Общаться с ВИЧ-инфицированными – страшно. Сами же инфицированные без возражений приняли на себя клеймо персон нон грата. Автоматически получили красную карточку в обществе. Убивает дискриминация, а не СПИД!

– Зачастую у нас идет нарушение закона о конфиденциальности, – продолжает Нурали Аманжолов. – Людям, живущим с ВИЧ, подчас просто некуда обратиться за помощью. Людей с открытым ВИЧ-статусом очень мало. Да, они встречаются друг с другом, говорят об этом на каких-то семинарах. Но при поступлении на работу или друзьям они о заболевании не скажут.

Во многом потому, что и само общество не готово ни принять, ни понять их – отсюда предложения о том, чтобы строить отдельный “СПИДозорий” для ВИЧ-инфицированных. Но всякое отсутствие понимания не лишает ответственности. От того, что мы замалчиваем проблему, она не становится меньше.

– Мы привыкли выделять ВИЧ как отдельную инфекцию. Но у человека, больного гепатитом или туберкулезом, условия жизни ничуть не лучше, чем у ВИЧ-инфицированного. А возможностей заразиться от него иногда даже больше, – поясняет Марьям Хасанова. – Но к ним мы относимся с большим сочувствием. Именно потому, что ВИЧ для многих – неизвестная угроза. А неизвестность всегда страшит. И убивает надежду.

Другое мнение

И среди ученых, и среди обывателей есть и другое мнение.

Некоторые отрицают существование ВИЧ, называя вирус иммунодефицита величайшей из медицинских мистификаций. Производство лекарств, тест-систем и прочего приносит огромные доходы фармацевтическим компаниям. Одни ставят под сомнение существование самого вируса как такового. Другие утверждают, что эликсир от ВИЧ давно найден, но его никогда не обнародуют, это коммерчески невыгодно.

И мало правды в том, что в Африке все повально больны

СПИДом, вроде как там просто любой болезни дают имя СПИД.

Но пока мы размышляем, каждые 15 секунд один человек в мире умирает от СПИДа. И ВИЧ-инфицированным совершенно нет дела до нашей полемики.

Статистика:

В республике на 1 ноября 2007 года зарегистрировано:– 9083 ВИЧ-инфицированных– 617 больных СПИДом

За 10 месяцев 2007 года:– 1683 ВИЧ-инфицированных– 149 больных СПИДом

33 314 000 ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом – во всем мире

Фото Иван БЕСЕДИН, Тахир САСЫКОВ

Марина ХЕГАЙ