Вот один только пример. Казалось бы, где-где, а в странах Европейского Союза, с их отлаженной системой контроля за такими вещами, конгениальных проблем быть не должно. Но буквально недавно, по телеканалу "ЕвроНьюс" прошел сюжет о том, как в аптеке одного из крупнейших европейских аэропортов их клиентам реализовывались контрафактные препараты.
И данный случай - не единственный. Там же рассказывали, то ли в шутку, то ли всерьез, про подпольное производство виагры - из прессованного цемента. Авторам аферы не откажешь в своеобразном юморе.
О том, что такая проблема есть и на казахстанском рынке, говорилось и писалось не раз. Да и как ее может не быть? Посмотреть, хотя бы, на то, с какими странами мы граничим… Не попасть на наш рынок контрафактный фармацевтический товар просто не может.
Но это - лишь часть проблемы. Оказавшись на территории страны, товар ведь должен найти способ, при том легальный и постоянно действующий, чтобы быть реализованным населению. Как это делается? Самым простым способом: через аптечную сеть.
- В последнее время очень остро стоит вопрос о продаже контрафактных лекарственных препаратов, а также о легальном обороте наркотических и психотропных веществ. Зачастую эти вопросы вызывают множество кривотолков, и не в последнюю очередь из-за неправильной политики, которую выстраивают отечественные аптеки. Бывает так, что фармацевты не отдают себе отчета в том, что имеют дело с такой хрупкой материей, как здоровье человека, зачастую пренебрегая социальной стороной дела и даже врачебной этикой, - так охарактеризовал состояние проблемы Тимур Кузембаев, начальник управления по надзору за качеством и использованием лекарственных средств Комитета фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК.
Каков объем контрафактных препаратов на казахстанском рынке? Оценить его сложно. И сам по себе, и в силу многозначности такого понятия, как "контрафакт". Специалисты различают две тенденции в подделке медицинских препаратов.
Первая - когда полностью воспроизведена упаковка, весь внешний вид препарата, но он не содержит того химического вещества, которое оказывает лечебное действие данного лекарства.
Вторая тенденция в подделках - когда копируется известный бренд, и копия содержит в том или ином количестве должное химическое вещество. Но с вариациями: либо его там не в достаточном количестве, либо субстанция с действующим веществом попадает на рынок с фактически истекающим сроком годности. И к тому времени, когда лекарство приобретается покупателем, от него уже нет никакого толка. В данном случае коммерческий интерес производителя-фальсификатора состоит в следующем: он приобретает субстанцию у ее производителя по заметно более низкой цене, чем обычно, так как срок годности у той почти на исходе. Затем делает реальный препарат, но без указания на упаковке, что срок действия у него на исходе. На упаковке указывается, что лекарство будет действенным еще долго. И цена его при продаже такая, как у настоящего, "долгоиграющего", препарата. А разница между ней и себестоимостью такого, по сути, фальсификата, достаточно велика. Есть ли уверенность, что все казахстанские фармпроизводители "свободны" от такого греха?
Естественно, что в такой ситуации, даже если все "ячейки" аптечной сети будут работать абсолютно честно, сложно быть полностью уверенным в отсутствии опасности купить тот или иной вид контрафактной продукции. Что же делать?
Способ борьбы с этим опасным явлением был предложен на минувшей неделе компанией "Эмити ритэйл" при поддержке Управления по надзору за качеством и использованием лекарственных средств. Называется он так: проект "Зеленая дверь".
Идея его подразумевает, что в сети аптек с подобным названием клиенты будут приобретать только сертифицированные и качественные фармацевтические препараты. О контрафактной продукции в сети "Зеленая дверь", которая будет иметь национальный масштаб, даже речи быть не может. Вся деятельность аптек сети "Зеленая дверь" находится под строгим контролем Комитета фармацевтического контроля Министерства здравоохранения.
Вероятно, подобный метод решения проблемы может и должен иметь место на рынке страны, чтобы начать решение застоявшейся проблемы контрафактной продукции. И, возможно, на первых этапах такой метод, может быть, даже, единственно возможный. Но вряд ли он должен оставаться таковым долгий период. Это ведь будет напоминать прямое лоббирование госструктурами частных коммерческих интересов. Потому что "строгий контроль Комитета фармацевтического контроля Министерства здравоохранения" над системой "Зеленой двери" будет означать ослабление контроля над другими аптеками, не так ли?
Или у Комитета достаточно ресурсов, чтобы контролировать всех, постоянно и одинаково дотошно? Если это так, то зачем вообще "строгий контроль" одной отдельно взятой сети аптек? И откуда, вообще-то, на рынке в таком случае берется контрафакт?
Кстати, коль разговор зашел о государственном участии и контроле в фармацевтической политике: в этой сфере и помимо поддельных лекарств много проблем. Например, еще пару лет назад специалисты обращали внимание на странные вещи, происходящие в процессе госзакупок лекарственных препаратов для больниц. Много было подозрений, что в процессе их явно лоббируются интересы компаний-производителей тех или иных препаратов, что приводило к странным результатам. Например, говорят, что в перечне стационарных закупок препаратов, на первом месте стоял рисперидон, из группы нейролептиков. Который используется, в частности, для лечения шизофрении. Из чего следует вывод, что основное заболевание, которым страдает население Казахстана - психические расстройства.
Решен ли этот вопрос сейчас? Или тот факт - ложь?