Легко ли быть замужем за военным: откровения жены пограничника

Но только так, благодаря самоотверженности и поддержке спутниц жизни, из лейтенантов получаются генералы. Помните крылатую фразу из кинофильма “Москва слезам не верит”: “Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить, да помотаться с ним по гарнизонам лет двадцать. По тайге всякой да по пустыне”.

Раушан едва исполнилось 20 лет, когда она познакомилась с Аскаром. 23-летний лейтенант в ее родном поселке Маканчи служил в пограничном отряде, девушка работала продавцом в сельском магазине. Когда пограничник зачастил в торговую точку, она поняла, что молодой человек интересуется отнюдь не товаром. Молодые люди встречались больше года, затем сыграли свадьбу. Так Раушан стала женой пограничника.

Сейчас Амирхановы – это уже состоявшаяся семейная пара с 18-летним стажем, которая многим может послужить примером. За годы совместной жизни семье приходилось переезжать 11 раз

– У меня военных в семье не было. Отец работал в торговле, мама домохозяйка. Поэтому я не имела понятия, что значит быть женой военного. Но специфика работы мужа такова, что мы постоянно меняли гарнизоны, города. Были моменты, когда не было жилья, искали съемные квартиры, жили в общежитиях, коммуналках. Не скрою, моментами было тяжело. Но мы привыкли к переездам. Признаться, мы даже их ждем. Это ведь возможность познакомится с новыми людьми, перемены, какая-то новизна. Вначале, конечно, тяжело, пока обустроишься, а потом интересно становится. Актюбинский пограничный отряд, например, это уже 11-е наше место, а у дочки 7-я по счету школа. Но она привыкла, и вообще, дети военных привыкают к переездам. Я тоже быстро адаптируюсь, – рассказывает Раушан Амирханова.

Однако женщина не скрывает, что специфика профессии мужа отчасти послужила причиной того, что она не решилась рожать много детей, ведь даже с одним ребенком было нелегко переезжать с места на место.

– Из Маканчи супруга перевели в Курчумский пограничный отряд. Это тоже Восточно-Казахстанская область. Почти четыре года жили там. Затем перевели в Петропавловск, Северо-Казахстанская область. Там родилась дочь, которую назвали Балнур. Пока жили в отряде, условия были нормальные, а вот в городе... Некоторое время жилье снимали, но потом в порядке очереди получили квартиру. Три года жили там. Затем мужа перевели в Уральск. Через полтора года в Сарыагаш, это Южно-Казахстанская область. На юге бытовые условия начали налаживаться. Там муж поступил в академию. Два года были в Щучинске, после этого нас по назначению отправили в Шымкент. Жилищный вопрос решился тоже не сразу, но спустя время в новостройке нам выдали квартиру, в которой мы прожили четыре года.

Как правило, в офицерских семьях устоявшиеся порядки, поэтому женщина должна не только понимать, но и принимать свою роль хранительницы домашнего очага.

– Муж постоянно на работе, либо на границе, либо в командировке. Ну а наш удел – дома переживать за него. Помогало то, что, с одной стороны, всегда чувствовала защищенность за его широкой спиной, а во-вторых, понимала, что на него, как на офицера, возложена большая ответственность. При переездах часто приходилось собирать вещи самой. Бывало, переезжали за одну ночь. Ему просто некогда было, – рассказывает Раушан. Жены дождались

Женщина признается, что из-за службы мужа не смогла реализоваться в своей профессии – по специальности она финансист. Правда, недавно жена офицера решила получить педагогическое образование, заочно окончила вуз. Говорит, что всегда мечтала работать с детьми.

– А какими качествами должна обладать жена военного? – спрашиваю ее.

– Я думаю, проявлять больше терпения и уважения к мужу. Должна уметь создавать дома уют и не бояться такой судьбы. На самом деле государство помогает военнослужащим, обеспечивает необходимым, – говорит она.

Раушан рассказывает, что у семей военных есть и свои традиции, а также хорошо развита взаимовыручка.

– Всегда друг друга поддерживаем. Бывает, едешь куда-нибудь, увидишь знакомого – как будто встретил близкого человека. Зачастую военные между собой ближе, чем родня. Друг друга понимаем с полуслова, – говорит она.

Есть у жены офицера и своя мечта.

– Мечтаю, чтобы муж дослужил до звания полковника. Чтобы, когда выйдем на пенсию, жить на одном месте и была своя квартира. Хотя нам, наверное, жить на одном месте будет тяжеловато. Но все равно хочется свое собственное жилье и обустроенный быт, – говорит Раушан.

В диалоге

Екатерина РЕПРИНЦЕВА, психолог, руководитель школы семьи “Жануя”:

Женой вообще в наше время быть непросто. Женская эмансипация набирает обороты во всех отраслях, так что женщина может сама себя обеспечивать, поэтому ей совершенно не хочется кому-то подчиняться и служить. Ей проще всего достигнуть самой. Но проблема в том, что у нее в этом случае будет постоянно присутствовать чувство неудовлетворенности, потому что ее главное предназначение – быть женой и мамой. И с этим внутренним конфликтом сейчас живет большинство женщин.

Не последнюю роль здесь играет и такое внутреннее качество, которое разъедает в том числе и замужних, как зависть. Мы смотрим по сторонам и начинаем хотеть большего. Поэтому для современной женщины настольной книгой должна стать книга о рыбаке и рыбке. Все знаем, чем закончилась эта история. Так и женщина, живя с мужем, будь-то военный или человек другой специальности, если смотрит по сторонам и хочет другой доли, ведет отношения к разрушению.

Жена военного – это та, которая принимает его долю. Та, которая понимает, что ее муж служит обществу, у него есть долг перед Родиной. Уважает в нем это качество, понимает, что он на передовой, а она у него в тылу. И такие качества, как любовь и преданность, здесь играют большую роль. Она не будет никогда дополнительно его нагружать информацией о том, что ей нужна шуба, что ей нужно поехать на острова отдох­нуть и так далее. Она понимает и принимает, что жить будет в тех условиях, в которые семью поселили, и на ту зарплату, которую платят ее мужу в данный момент, даже если она весьма скромная.

Решения в таких семьях принимаются в диалоге. То есть имеет место взаимное обсуждение, потому что если решение принимает кто-то один, властно, то такая модель отношений тоже обречена. Жена помогает в обсуждении, в принятии решения, но последнее слово в любом случае должно быть за мужчиной. То есть ответственность принимает он. Муж говорит о том, что я принимаю это решение, принимаю ответственность на тот случай, если что-то вдруг пойдет не так. И мужчина легко выйдет из этой ситуации. На то он и мужчина. А вот если женщина примет ответственное решение и вдруг что-то пойдет не так, она потом испытывает сильное чувство вины. Иногда женщины чувствуют, как надо поступить, у них ведь интуиция развита сильнее, но мы следуем за мужем, потому что он готов взять ответственность.

Женщину ответственность разрушает, угнетает, она давит на нее. Поэтому нужен сильный мужчина рядом, у которого сильный разум, который будет принимать решения и заботиться о ней, защищать ее и семью. Тогда женщина будет спокойна. Для нее очень важно чувство защищенности. Поэтому всем будущим и нынешним женам военных я желаю иметь именно это чувство внутренней защищенности, возможность опереться на сильное плечо. Это происходит тогда, когда мы знаем, куда идет наш муж, какая у него цель в жизни, и всячески помогаем ему в этом, а не вставляем, как говорится, палки в колеса.

АКТОБЕ