Одно из направлений, привлекшее внимание экспертов - проблема безопасности в современном крупном городе. Отрадно, что Казахстан не оказался в стороне от этих процессов, не так давно в Алматы прошла научная конференция, организованная Фулбрайтовской ассоциацией Казахстана и рядом других организаций. Однако обращение к этой теме сразу показало ее поистине громадные размеры.
Жизнь в современном городе не просто не безопасна. Города, и чем более крупные, тем в большей мере, являются просто концентратом всевозможных проблем и угроз. То, что на обывательском уровне они ощущаются не постоянно, а по мере обострения одной или нескольких, не делает общую, социальную проблему безопасности менее острой.
Наверное, главная проблема даже не в остроте проблем большого города, а в их многообразии. Практически нет сфер жизни, которые не были бы чреваты неожиданными обострениями таких сложностей, что способны парализовать жизнь целого масштабного сообщества людей.
Оставим в стороне такие проблемы, как непосредственные угрозы безопасности: возможностью политической дестабилизации, крупных террористических актов, вторжение боевиков. Не потому, что это не важно или не актуально, но такие угрозы не специфически городские, они актуальны для всего общества, государства.
Наконец-то начала вслух подниматься проблема безопасности городской инфраструктуры, при чем в системном плане, то есть не охраны одно или нескольких объектов от террористов, а связи вопросов безопасности всей жизнедеятельности с инфраструктурой.
Можно с сожалением отметить, что изучаются эти вопросы российскими, а не нашими экспертами, но пусть хоть так, хоть "со стороны" дойдут до нас эти знания и понимание данной проблематики.
Российский эксперт в сфере градостроительства профессор Сергей Митягин затронул проблему незащищенности городской инфраструктуры от вероятных терактов. Впрочем, сказанное им актуально и для крупных аварий, вызванных обычной халатностью, небрежностью или даже случайными факторами.
Среди вероятных объектов и последствий терактов не только крупные здания, но и водный и воздушный бассейны, растительность, животный мир и даже электромагнитные и радиационные изменения в окружающей среде. Кроме того, разрушительные последствия для городской инфраструктуры могут иметь не только террористические акты, но и простые строительные работы, без учета их последствий. Например, резонансные явления имеют большой разрушительный потенциал: так, известен случай, когда работающий паровой молот в одном конце города привел к нарушениям конструкций в соседнем районе. Чревато также невнимание к гео-гидродинамическим процессам - подводные воды уже были причинами серьезных аварий, например, в метро в Санкт-Петербурге. В алматинских же условиях впору говорить о сейсмической угрозе, усугубляемой и проблемой гидродинамики, и не учетом ее при перепланировке старых зданий. Еще одна проблема, актуальная для всех без исключения крупных городов, это широкое использование аммиака и хлора в промышленности, например в холодильных установках. Непроизвольная авария или спланированный террористический акт на таких производствах может вызвать выброс этих веществ, что чревато большими жертвами. А практически любой современный город насыщен производствами, содержащими аммиак или хлор, взять хотя бы только промышленные холодильные установки.
Что же можно сделать для решения этой проблемы? Так чтобы сразу и вдруг практически ничего: перестройка хозяйственно-экономической структуры современного города с рассредоточением в пространстве населения и опасных производств слишком дорого и организационно сложно. По экономическому эффекту она была бы сопоставима с последствиями от крупнейшего теракта. Поэтому единственный способ нейтрализовать негативный эффект от концентрации на одной, относительно небольшой, площади многочисленного населения и производственной инфраструктуры, это планирование дальнейшего развития городов с учетом этой проблемы. Рассредоточены в пространстве должны быть будущие городские кварталы и производства.
Что касается социально-политических аспектов безопасности жизни в городе, то уже на конкретном примере современной казахстанской жизни можно сказать, вслед за экспертами, следующее: существует определенная угроза дестабилизации, связанная с "низким уровнем развития экономики в стране, в результате которого более трети всего населения живет ниже официально принятого уровня бедности, а уровень безработицы, согласно официальной статистике, составляет почти 10% от экономически трудоспособного населения" (Е. Сейлеханов, Независимый научно-аналитический институт исторических и современных исследований, Алматы).
Традиционно при любом системном анализе социальных проблем эксперты обращают внимание на экологические аспекты. Естественно, что эта проблема остра в сегодняшних условиях больших городов. Что же до конкретики, то известно, что под многими казахстанскими городами существуют настоящие подземные озера ртути. Больше всего известна эта проблема в Павлодаре, но оказывается и Алма-Ата не чужда ей: не давно в одном из центральных районов города была обнаружена подземная линза ртути.
Санитарно-эпидемиологическая ситуация остается одним из важнейших факторов, характеризующих жизнь в любом населенном пункте, и в том числе в крупном городе. И в казахстанских условиях, как, впрочем, и в ряде других новых государств СНГ, состояние этого фактора не лучшее. Достаточно высок уровень заболеваемости туберкулезом, хотя в самое последнее время он все же снизился. То же и с другой "социальной" болезнью - сифилисом. Его рост, особенно сильный в начале второй половины 90-х годов, эксперты связывают именно с социально-экономическими причинами, порожденными или особенно сильно развитыми в большом городе: проституцией, наркоманией, "челночной" торговлей. Так же как и определенное ослабление этой проблемы на статистическом уровне в последнее время, одной из причин которого стало открытие большого количества частных медицинских учреждений, занимающихся незаконным лечением этого заболевания. Таким образом, социально-экономические процессы (развитие негосударственного рынка медицинских услуг) напрямую связаны с состоянием чисто медицинского аспекта. Есть и связь между этим аспектом и политическими процессами, так, некоторые эксперты считают, что определенное сокращение статистики по заболеваемости сифилисом в Алма-Ате, начиная с 1997 года связано, в том числе, и с переездом значительной части потенциальных носителей в новую столицу (Г. Муканова, А. Сейкетов, Центральная городская клиническая больница Алматы).
Можно долго описывать всевозможные аспекты одной огромной проблемы - безопасности жизни в современном крупном городе. Очевидно, что большая часть ее проявлений общемирового характера актуальна для городов центральноазиатского региона, в том числе и для казахстанских. При этом способов комплексного решения этих проблем на сегодня нет. Очевидно, выход один - дальнейшее изучение проблем безопасности жизни в городе экспертами, представляющими различные научные и прикладные направления, и учет их работ властями при формировании политики, затрагивающей проблемы городов.