Лечебные процедуры

Сам этот процесс вполне закономерен: полностью огосударствленное здравоохранение не могло существовать в системе бурно складывающихся рыночных отношений, тем более в трудный, изобилующий кризисами всякого рода, переходный период, который затянулся в Казахстане на десять лет.
И тогда же стало ясно, что одним махом эту проблему не решить, потребуются многолетние упорные усилия, сочетающиеся с адекватностью отдельных тактических решений.
Одним из шагов такого рода стало введение в 1996-98 годах бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения, позволившей создать два принципиально новых подхода: во-первых, в здравоохранении возникли отношения "покупатель-продавец", при которых медицинские услуги стали в какой-то мере рыночным товаром, а во-вторых, удалось некоторым образом дифференцировать оплату труда медицинских работников, в зависимости от объема и качества медицинской помощи.
В 1999 году было введено бюджетное финансирование целевых медицинских программ, также ориентированное на достижение конечного результата. Но все эти реформы, к сожалению, не были доведены до конца, во многом и по объективным причинам.
Изменения в отрасли происходили и в ее структуре. Было воссоздано Министерство здравоохранения РК, создан также новый Комитет по фармации и медицинской промышленности, включая его территориальные подразделения.
Создали Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с разделением службы на государственные органы санэпиднадзора, осуществляющие контрольно-надзорные функции, и государственные же организации, занимающиеся санитарно-эпидемиологической экспертизой и лабораторными исследованиями.
Сегодня в Казахстане система здравоохранения включает в себя 886 больничных и 3463 амбулаторно-поликлинических медицинских организаций.
Число больничных коек сегодня составляет 76,8 на 10 тыс. населения, общее количество коек на начало этого года составило 114782. В стране сегодня работают 54,6 тыс. врачей, число средних медицинских работников превышает 115 тыс. человек, обеспеченность врачами составляет 36,5, средним медицинским персоналом - 76,9 на 10 тыс. населения.
Это неплохие показатели, даже для развитых европейских стран, однако в целом система здравоохранения страны сегодня работает недостаточно эффективно.
Что отражается прежде всего на общей медико-демографической ситуации в стране. Показатель заболеваемость населения в 2003 году возрос и составил 56413, 9 человека на 100 тыс. населения, против 47972,8 в 1999 году. Показатель младенческой смертности в Казахстане достаточно высок, хотя и имеет тенденцию к снижению - он составляет 15,3 на 1000 живорожденных в 2003 году.
Снизился показатель материнской смертности, в 1999 году он составлял 65,3, а в 2003 году - 42,1 на 100 тыс. живорожденных. Но по-прежнему индекс здоровья женщин в Казахстане очень низок, он составляет 20-30% от общепринятого мирового уровня, определяемого документами ВОЗ.
С 1999 года наблюдается незначительный рост коэффициента смертности населения, который в 2003 году составил 10,5 на 1000 человек населения, против 9,7 в 1999 году.
Анализ причин смертности показывает, что ведущее место среди них занимают сердечно-сосудистые заболевания, онкологические болезни и травматизм.
Из наиболее благоприятных показателей можно отметить, что в стране показатель рождаемости растет, и эта тенденция заметна на протяжении последних пяти лет, с 1999 года. В 2003 году он составил 17,2 на 1000 человек населения, что выше, чем в 1999 году, в 1,2 раза.
Но, тем не менее, особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и молодежи в стране. Массовые профилактические осмотры у детей показали, что сегодня каждый второй ребенок болен. А это диктует необходимость организации хорошей профилактической работы, оздоровительной терапии и реабилитационных мероприятий и, прежде всего - по месту жительства, на амбулаторно-поликлиническом уровне.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ большинство заболеваний детей до 5-летного возраста можно эффективно лечить в амбулаторных условиях, а в Казахстане почти 60% таких детей поступают на лечение в больницы.
Одной из причин этого является как устаревшая структура системы здравоохранения, так и недоступность лекарственных средств на амбулаторном уровне.
Высок в Казахстане и уровень заболеваемости социально- значимыми болезнями. По данным ВОЗ, заболеваемость туберкулезом в Казахстане - одна из самых высоких в СНГ и составляла в 2003 году 160,4 человека на 100 тыс. населения.
Растут показатели и по таким грозным болезням, как сахарный диабет, сердечно-сосудистые патологии, злокачественные новообразования, СПИД.
Все это свидетельствует о больших проблемах в отечественном здравоохранении, о необходимости перемен.
Разработанная сегодня Государственная программа реформирования здравоохранения, которая уже поступила в Парламент, делает упор прежде всего на предупреждающие болезни, профилактические меры.
Особое внимание предполагается уделить развитию и укреплению первичной медико-санитарной помощи, которая сейчас абсолютно в "загоне" и не отвечает потребностям общества. По сути дела, сегодня человек может получить квалифицированную медицинскую помощь только в крупном городе, а на местах процесс этот пущен на самотек. Слава Богу, еще несколько лет назад власти озаботились воссозданием в районах и на местах фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), а то ведь несколько лет и роженицы, и люди с обострением аппендицита, с любой травмой - все были вынуждены ехать за десятки и сотни километров в город.
Но и сегодня эти островки медицинской помощи отнюдь не купаются в роскоши. Материально-техническая база ПМСП, особенно на селе, по-прежнему остается очень слабой. Медицинские учреждения размещены в приспособленных, не подходящих для их целей и задач помещениях (на селе таких - 70%).
В среднем оснащенность современным медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом у них не превышает 50% от нормы. Мало того - только 36% объектов ПМСП на селе телефонизированы, и нередко врачу или фельдшеру приходится звонить по сотовому телефону, взбираясь на ближайшую горку (если еще такой телефон имеется и если это село охвачено мобильной связью)…
Не все объекты ПМСП имеют при себе аптечные киоски, да и вообще они очень часто находятся в зданиях, давно отслуживших свой срок. По данным паспортизации, проведенной Агентством РК по чрезвычайным ситуациям, среди существующих в сейсмоопасных зонах страны зданий медицинских учреждений усилению или сносу подлежат 447 - они просто опасны и для пациентов, и для медиков.
Система первичной медико-санитарной помощи сама нуждается в срочном лечении. Ведь предупреждение болезней, выявление их на ранней стадии и эффективное лечение возможны только в непосредственной близости медицинского пункта, обладающего возможностями хорошей, качественной медицинской помощи, к месту проживания пациента.
И именно поэтому организации такой медицинской помощи на местах программа уделяет так много внимания.
Предполагается, что реформирование и развитие ПМСП будет осуществляться в два этапа. На первом этапе будет сохранен участковый принцип обслуживания в поликлиниках и врача общей практики в существующем виде. На втором - начнется формирование системы семейных (сельских) врачебных амбулаторий (СВА), обеспечение ее кадрами, современными помещениями и оборудованием. Внутри поликлиник специализированная помощь будет оказываться только по направлению участковых или семейных врачей. Именно на семейных врачей будет возложена задача отслеживания состояния здоровья населения на участке, а со временем - и задача создания единой базы данных движения больных между медицинскими организациями разного уровня.
СВА будет также решать вопросы профилактики болезней, диспансеризации, санитарно-эпидемиологического нормирования, лекарственного обеспечения.
Для этого необходимо решить еще одну важнейшую проблему - закрепления на местах медицинских кадров. Сегодня выпускники медицинских вузов и техникумов не хотят работать там - зарплаты низки, работы много, плюс бытовая неустроенность.
По статистике только 50% выпускников медицинских вузов добираются до места распределения, еще меньше остается там жить и работать.
Сегодня у государства появились возможности решать эту проблему быстро и полностью. Положение сельского и семейного врача можно поднять на должную высоту, чтобы это место стало престижным для молодых специалистов - и по уровню зарплаты, и по жизненным условиям. Программа предполагает медикам существенные льготы. Без солидной материальной поддержки благое начинание, способное решительно преобразовать всю нашу медицинскую сферу, может зачахнуть на корню.
И хорошо, что в правительстве, судя по всему, понимают это. Расходы на здравоохранение в 2003 году, по сравнению с 2001, возросли на 32%, а в этом году должны вырасти еще на 35% и составить сумму в 131,2 млрд. тенге.
Это почти 2,58% к ВВП, что уже очень близко к среднеевропейскому рубежу в 4% ВВП.
Если тенденция будет сохраняться, то реформа здравоохранения, о которой так много говорилось в последние годы, сможет реализоваться уже к 2007 году.