Киргизия является членом ВТО, и ввозные пошлины на авто там минимальные. Поэтому разговоры о том, что Киргизия присоединится к Таможенному союзу, будоражат сознание водителей. В конце этого года, прогнозируют эксперты, решение должно быть принято. В ожидании этого события авторынок Казахстана “затаил дыхание”: сделки купли-продажи упали, цены зависли. То же самое происходило, когда шли активные разговоры о присоединении России к ВТО, ввозные пошлины на авто снизились тогда там до 25 процентов.
Но ожидания, как говорится, накрылись медным тазом. Во-первых, Россия в качестве защиты своего внутреннего автопрома ввела утилизационные сборы, которые с лихвой перекрыли все послабления по пошлинам. А для пущей надежности с 23 августа 2012 года в Казахстане вступили в силу новая товарная номенклатура и новый единый таможенный тариф Таможенного союза. Что это такое? В таможенном департаменте нам объяснили так:
– С момента присоединения Российской Федерации к ВТО ставки единого таможенного тарифа должны быть приведены в соответствие с тарифными обязательствами, принятыми РФ в рамках переговоров при вступлении в ВТО.
Что касается ставок пошлин на ввозимые автомобили, то Российская Федерация недавно снизила ставки ввозных пошлин на автотранспортные средства почти в 2 раза, тогда как Казахстан и Беларусь сохранили действующие ставки ввозных таможенных пошлин на автотранспортные средства до вступления в ВТО.
В дальнейшем ставки ввозных таможенных пошлин в Казахстане и Беларуси будут изменяться в соответствии с принимаемыми перед ВТО обязательствами по уровням таможенных пошлин, после чего единый таможенный тариф вновь будет приводиться в соответствие по обязательствам, принятым уже Казахстаном и Беларусью.
В общем, в Таможенном союзе дружба дружбой, а табачок врозь. Вроде бы должны быть единые пошлины, но у каждого, получается, они свои. Поэтому эксперты уверены, что и присоединение Киргизии к Таможенному союзу не сулит поступления на казахстанский рынок дешевых авто.
Так, глава Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард ЭДОКОВ считает, что минимальные ввозные пошлины, которые существуют в Киргизии как у члена ВТО, никак не отразятся на пошлинах Казахстана, даже если сосед решит присоединиться к Таможенному союзу.
– Мы уже видели, как происходит регулирование пошлин. Поэтому при вхождении Киргизии в Таможенный союз, скорее всего, будут разработаны подзаконные акты, соглашения, согласно которым при ввозе авто из Киргизии в три другие страны Таможенного союза импортер обязан будет заплатить разницу. Это защита автопрома России всем уже давно понятна.
Киргизия не станет перевалочной базой для авто. Впрочем, некоторые автовладельцы все-таки надеются на авось и готовы приобрести авто у соседей в надежде ввезти их потом по “дешевым” пошлинам. Эксперт предупреждает, что делать этого не следует. Такие схемы могут привести к проблемам. И вместо прибыли получите убытки…