Лакомый кусочек большой политики

Горы в Тбилиси еще ближе, чем в Алматы, они буквально вырастают из узеньких каменных тротуаров. А с вершины Мтацминды – это такой тбилисский вариант алматинской Коктобе – открывается потрясающий вид.

Тбилиси – самый большой город страны. На учебу ли, на работу ли – все едут сюда.

Коренные тбилисцы утверждают, что больше половины населения страны – а это всего около 4,4 миллиона человек – осело здесь. И до боли знакомое: “Понаехали тут! “ – суровая реальность грузинской столицы. Но при этом мигранты ведут себя весьма достойно, и вечерний Тбилиси вполне безопасен для прогулок.

Служба идет – работа стоит

Рабочий день в Грузии начинается как минимум на час позже, чем принято в Казахстане. Такова национальная особенность – грузины никуда не торопятся, дела ведь никуда не денутся! Несмотря ни на какие финансовые катаклизмы. Впрочем, в будущее тут смотрят с оптимизмом.

– Грузия переходит от одной экономической модели к другой, которая подразумевает инвестиционную привлекательность. Сюда должны приезжать инвесторы, поднимать производство, – говорит Временный Поверенный в делах Республики Казахстан в Грузии Игорь МУСАЛИМОВ. – Грузины привыкли работать на земле, их жизнь и экономика были связаны с экспортом винной продукции. Сейчас приезжают бизнесмены из Италии, Германии, инвестируют в винное хозяйство, появляется работа.

Еще Грузия – очень религиозная страна. “Служба идет – работа стоит” – еще одно чисто грузинское выражение. Поэтому побывать в Грузии и не посетить одну из церквей значит не получить главного впечатления об этом государстве.

Здесь сохранились храмы VI века! Одно из таких святых мест – монастырь Джвари – возвышается над слиянием двух рек – Куры и Арагви. С него просматривается Мцхета – старая столица Грузии. Не важно, в каком месте Грузии вы оказались, – поблизости всегда будет дом Бога, а вдоль дорог можно увидеть огромные, выше человеческого роста кресты.

Грузия не обманывает ожиданий

Невозможно спокойно говорить о грузинской кухне, не сказав ни одного комплимента нежнейшим хачапури, ароматному шашлыку, сочным хинкали, пряным баклажанам с орехом и гранатом... Обратите внимание на порции – любой салатик порадует любителей поесть необыкновенно щедрыми размерами. Попробовать настоящее вино здесь – дело чести.

А еще лучше – посетить винодельческий край Кахетию и воочию увидеть, как получается этот “эликсир” (репортаж о виноделии в Грузии читайте в ближайших номерах!).

А еще внимания достоин местный лимонад – очень душистый!

Кстати, рестораны в Тбилиси даже в нынешние кризисные времена забиты до отказа.

– Из-за климата здесь очень вкусные и экологически чистые продукты, а к этому сейчас стремится вся Европа. Грузинская кухня – это бренд, который известен во всем мире. Сюда можно приезжать испробовать кухню, отведать вино, посмотреть танцы, съездить на Черное море или в горы: здесь хорошие горнолыжные курорты – Гудаури, Бакуриани. Правда, военные действия ограничили волну туристов, но по-прежнему много желающих приезжает сюда из Армении, у которой нет выхода к морю, зимой – из стран Балтии, Украины. А западные области Казахстана находятся к Грузии ближе, чем к собственным восточным границам! Казахстанцы могут приезжать сюда в отпуск, Грузия не обманывает ожиданий.

Наша нефть, ваш транзит

Казахстанское присутствие в Грузии ощущается во многих сферах. В Тбилиси представлены несколько отечественных банков, некоторые казахстанские компании вкладываются в строительство.

– Не надо забывать, что Грузия – транзитная страна, – продолжает Игорь Мусалимов. – Тем более что в советское время здесь была заложена неплохая база. Европа хочет получить доступ к ресурсам Каспийского региона, и ближайший маршрут проходит через Грузию и Азербайджан. Эти направления определяют будущую перспективу и развитие страны. Казахстану, думаю, было бы интересно строительство туристических объектов. Но самое главное направление – это транзит нефти, который нас всегда будет стратегически связывать. Это направление может не развиваться активно в данное время, но оно должно всегда присутствовать, чтобы была возможность его расширения. Причем можно рассматривать не только морской транзит, но и железнодорожный.

Говорят, степень “цивилизованности” любого более или менее продвинутого города в мире определяется наличием в нем двух вещей: метро и известного американского фастфуда. И то и другое в Тбилиси есть. И если еще несколько лет назад иностранные авто в Тбилиси можно было пересчитать по пальцам, то сейчас они уже не роскошь.

– Грузия меньше занималась внешними заимствованиями, поэтому мировой кризис ее не коснулся в той мере, что других. С другой стороны, снизились темпы строительства, значительно упала покупательная способность населения, – продолжает Игорь Мусалимов. – Многие автомобили в кредит брали, дома строили, теперь покупать в тех объемах, как раньше, люди не могут. Девальвация лари произошла в один день, хотя фактически население не особо это почувствовало, может, оттого, что у большинства нет особых сбережений…

Какой грузин не хочет стать президентом?

О политической обстановке в стране здесь говорят: “Состояние, близкое к сумасшествию”. Грузины очень политизированы. Каждый ребенок знает, что такое оппозиция и для чего она нужна. Сами грузины полушутя-полусерьезно говорят, что тут каждый хочет быть президентом.

– Когда грузинские мужчины собираются, они обязательно будут говорить о политике. Это всегда так было, не только после августа 2008 года. Когда ссорятся два народа, которых ничто не связывает, – легче. Но когда речь идет о двух близких народах с похожей культурой… Надо отдать им должное, в грузинском обществе не возникло неприязни к чему-то русскому. Есть какое-то недовольство сложившейся политической ситуацией, в которую попала Грузия, но это не переносится на национальный уровень. Я думаю, что ситуация нормализуется, – заключает казахстанский дипломат.

Во время августовской войны, говорят, дети играли “в войнушку”. А настоящие танки стояли в двадцати минутах езды от центра Тбилиси. Сейчас при выезде из столицы начинается другой город – палаточный. Там по сей день живут беженцы. Рядом – табличка-указатель: “Цхинвали”, возле которой тбилисцы предпочитают не останавливаться…

Марина ХЕГАЙ, фото автора. Тбилиси – Алматы