Дизайнер Нурлан ТУРЕХАНОВ считает, что в соцсетях есть свои “лягушатники”, а есть и места для взрослых, которые к тому же способны составить конкуренцию казахстанским блог-платформам.
– Есть ли у вас предпочтения в соцсетях?
– Только “Фейсбук”.
– По-моему, у вас был профайл “ВКонтакте”...
– Я его держал, поскольку работал со студентами в архитектурно-строительной академии. Сейчас не работаю, и нет профайла.
– Чем вы в Сети занимались со студентами?
– Я организовал сообщество, которое назвал “Дизайнеры, рекламщики и просто хорошие люди”, куда входило около полутора тысяч участников. Было много тем: что смотреть, какие книги читать, как общаться с людьми, как делать дипломы, проекты и семестровые задания. То есть такие нормальные взаимоотношения со студентами и прочими людьми, которым это было интересно. Они задавали вопросы, я отвечал. С этого семестра я уже не работаю в универе, и нет необходимости находиться в этой среде. Я бы сравнил “ВКонтакте” с “лягушатником”. А есть бассейн большой, для взрослых.
– Что вам дает “Фейсбук”?
– Общение, возможность высказать свое мнение, наблюдать реакцию людей, которые это читают и которые мне интересны.
– Я заметил, что ваша лента больше напоминает блог. Вы регулярно публикуете там довольно пространные мысли об окружающей действительности.
– Думаю, так и должно быть. Ну кому интересно читать про то, как я проснулся, что съел на обед? “Фейсбук” сейчас поглощает какие-то отдельные площадки – Afftor, Samizdat и кучу других. Люди уже не выходят из “Фейсбука”, нет смысла держать отдельные блоги, зазывать читателей куда-то. Хотя кто-то до сих пор открывает какие-то платформы, хочет их раскрутить, я не вижу в этом никакого смысла.
– Бывает, что вас раздражают комментаторы ваших постов? Что с ними делаете?
– Если человек не переходит на оскорбления, я с ним ничего не делаю. Это нормально, что он меня раздражает. Во-первых, не факт, что я прав в том, что я написал, – надо выслушать все стороны. А во-вторых, окружив себя только теми, кто меня не раздражает, можно начать поедать самого себя.
Айгуль МУКЕЙ, директор канала “Ел арна” и светская персона, тоже нашла свой интерес и даже развлечение в соцсетях.
– Айгуль, как складываются твои отношения с социальными сетями?
– Мне интересно читать то, что происходит, к примеру, в “Фейсбуке”. В последнее время, на мой взгляд, он становится более политизированным. Это такое, как раньше говорили, зеркало современного общества и большая возможность для каждого человека делиться опытом, мнениями. Каждый может найти то, что ему интересно. Кто-то говорит больше о политике, кто-то о жизни, об отношениях, о любви.
Единственное, мне не нравится, что не сохраняется чистота языка. Просто обидно видеть элементарные ошибки, не говоря уже о пунктуации и грамматике. Хотелось бы посоветовать этим людям, чтобы, прежде чем что-то публиковать, они писали бы это в программе Word, которая бы исправляла ошибки.
– А бывало, что ты с кем-то переставала дружить, блокировала?
– Было такое. Но постоянно приходят все новые запросы на дружбу. Допустим, в “Инстаграме” около тысячи заявок. Не знаю, как на это реагировать. Порой мне кажется, что ничего такого на странице у меня нет, ведь я не любитель писать абсолютно все и комментировать свою жизнь. Я скорее наблюдатель.
– А что касается твоего увлечения “Инстаграмом”…
– Ну это так, детские шутки, по-моему! Нейтральное развлечение для друзей, знакомых, чтобы поделиться фотографиями. Ну и для тех, кто занимается самопиаром, – это тоже, в общем-то, неплохо. “Инстаграм” действительно повышает интерес к персоне.
– Но ты ведь тоже не просто начальник, а достаточно светская персона…
– Да, но я там не из-за этого. Иногда мне даже неудобно, когда слишком много отметок “нравится” под моими снимками – сплошные лайки, лайки, лайки. Я не пришла к тому, чтобы фотографировать абсолютно все и выкладывать это. К тому же мне интересно наблюдать за теми, кто действительно очень талантливо фотографирует, потом облачает в разные фильтры. Ведь сейчас телефон стал продолжением твоей руки, и нужно постоянно в нем что-то делать. Это так мило, интересно, на уровне фана.
Модель и телеведущая Екатерина КРАСНОВА едва не стала заложницей своей вежливости, стараясь общаться со всеми, кто пишет ей в Интернете.
– С недавнего времени я стала активно использовать крупные соцсети – “Фейсбук”, “ВКонтакте”, “Одноклассники”, “Инстаграм”, – рассказывает Екатерина. – Единственное, к “Твиттеру” себя никак не приучу. Пользуюсь ими постоянно, потому что очень много интересных предложений по работе приходит посредством соцсетей.
Поскольку я лояльный человек, раньше старалась отвечать каждому, кто мне пишет. Сейчас уже выбираю, с кем общаться. Потому что отвечать на 300 сообщений в день, и это только в одной соцсети, занимает очень много времени.
– То есть поклонники одолевают?
– Не то чтобы поклонники. Люди видят интересные фотографии, яркие картинки и каждый считает своим долгом что-то написать. Причем эти люди могут быть из других стран, не знать, кто ты. Просто клюют на фотографию, пишут: “Привет! Как дела?”. И если каждому отвечать, как у меня дела, то ничего не успеешь.
– На каких площадках ты наиболее активна?
– В последнее время я отдала предпочтение “Фейсбуку”. Существует определенное разделение между соцсетями. “ВКонтакте” больше сидит молодежь, “тусовые” люди в возрасте от 14 до 25 лет. На “Фейсбуке” все серьезнее, там сидят люди постарше. А в “Одноклассниках” у меня действительно только те, с кем я училась в школе, университете. “Левых” там не бывает.
– У моделей это довольно популярное занятие – публиковать свои фото в “Инстаграме”…
– Ну да. Но не только у моделей. Раньше люди могли делиться своими переживаниями, мыслями, новостями посредством слов, а в “Инстаграме” это можно еще и показывать. Какие-то яркие события, наблюдения из жизни, красивые картинки. Мне самой интереснее смотреть, что происходит у людей, нежели читать. Я мир больше воспринимаю через изображения, нежели через что-то другое.
Солиста группы Rin’GO Аяна БИРБАЕВА в соцсети привела крепкая заокеанская дружба. А сегодня Глобальная паутина заменяет певцу и будильник, и телефон:
– Раньше я вообще не интересовался Интернетом. Зарегистрировался в “Фейсбуке” лишь после конкурса Crimea Music Fest, в котором мы участвовали полтора года назад. Познакомились там с ребятами из Шри-Ланки, Доминиканской Республики, Украины и других стран, такими же конкурсантами, как и мы. И с тех пор мы постоянно общаемся в Интернете, делимся новостями, творческими идеями, советуем что-то друг другу, поддерживаем.
– А есть у вас своего рода табу на определенные действия в социальных сетях?
– Да. И самое первое – я не использую Интернет для продвижения собственной персоны, не рекламирую какие-то бренды. Конечно, у Rin’GO есть своя страница, сайт, мы выкладываем ссылки на наши клипы и песни. Но лично для меня Интернет – это средство общения. И не очень понимаю людей, которые буквально о каждом своем действии: “я поел”, “я проснулся”, “смотрю в окно”, – сообщают всему миру, мало задумываясь о том: а так ли это важно? Я сообщаю о чем-то нечасто, но по существу!
– Бывало так, чтобы Интернет помогал в форс-мажорных обстоятельствах?
– Бывало, и не раз. Порой нет возможности позвонить, достаточно твиттнуть – и тебя уже ждут в нужное время и в нужном месте. А еще мне Интернет помогает проснуться. Утром тянет в сон, и я сразу открываю “Инстаграм”, узнаю новости из жизни моих друзей и просыпаюсь окончательно!