Кызылагаш: год спустя

Многие, кто лишился в Кызылагаше родных и близких, сегодня живут в состоянии тяжелейшего психологического напряжения. Да, людям подарили новые дома, мы убедились в этом, проехав в поселок, но в новых стенах живет старая боль. Сельчане при встрече с нами говорили об одном: они верят, что смогут успокоить свои растерзанные души, только если увидят, что виновники трагедии справедливо наказаны.

Село разделилось на две стороны. С одной – пострадавшие, с другой – родственники осужденных за трагедию.

Из разговора с людьми мы поняли, что общаются два противоборствующих лагеря на повышенных тонах. А после того, как в прошлом месяце было вынесено решение суда в отношении виновников трагедии, страсти накалились еще больше.

– Им дали всего по пять лет колонии-поселения, год уже прошел, а сейчас амнистия будет – и что, они выйдут на свободу? А многие избежали наказания вообще – возмущена сельчанка Токжан КОЖАГАПАНОВА.

17 пострадавших семей, которые входят в инициативную группу, подали апелляцию. Но апеллируют и родственники осужденных. Смогут ли власти решить эту сложную проблему взаимоотношений в селе?

И еще об одном подумалось – людям, пережившим столь страшную трагедию, нужна серьезная психологическая помощь – может быть, даже больше всего остального. Но о ней-то власти и не подумали. 


Другая проблема села – безработица. Мы приехали в середине недели, в рабочий день, – многие мужчины и женщины просто сидят в своих домах. Возможно, если бы люди были заняты делом, то и обстановка в селе была бы иной. Но местные власти разводят руками: работы нет. Смогли устроить лишь 25 мужчин на машинно-технической станции.

– Раньше у нас был огород, мы все выращивали сами, теперь, посмотрите, земля – сплошь камень, лопату воткнуть невозможно… – рассказывают сельчане. – Поток воды смыл весь гумус. Рядом Кугалы – там очень хороший чернозем, почему бы не завезти его?

Но местный акимат дал понять: хотите – завозите сами.

– А на какие деньги? – возмущены сельчане. – Нам жить уже не на что: работы нет – дохода нет.

Многие семьи за эту зиму просто проели те деньги, которые им выдали в качестве компенсации.

– Мой муж нашел работу в Талдыкоргане, мы сначала обрадовались, а потом посчитали и поняли, что у него вся заработная плата практически уходит на дорогу! – рассказывает Нурбеке Машаева.

Семья Эргараевых – семь человек! – тоже осталась без заработка.

– Жить не на что, даже за свет платить нечем, – говорит Базаркуль Эргараева.

У них было кафе прямо на въезде в село, но водой смыло “Столовую мечты” – так буквально переводилось название этого семейного бизнеса.

Многие семьи уже находятся на грани нищеты, скоро есть будет нечего, надежда только на материальную поддержку со стороны государства. И пока не решится вопрос с занятостью в селе, ни новые дома, ни асфальтированные улицы и сквер радовать людей не будут.

Впрочем, новенькие дома всю зиму морозили сельчан. Блестящие черепичные крыши и свежевыкрашенный фасад – это лишь красивая упаковка, говорят жители Кызылагаша. Нурбеке Машаева проводит для нас экскурсию от входной двери, которая не закрывается вообще, до кухни, где трещина по всей стене. В других комнатах – словно морозильная камера. Ветер дует из всех окон.

– Этой зимой у нас лед нарос на подоконнике. Пытались завесить окно, утеплить тем, что было под рукой. Но пришли из акимата и сказали снять, чтобы не портить вид.

Ну, конечно, приезжающим чиновникам, которые смотрят на жизнь поселка снаружи, а не изнутри, ничего не должно мозолить глаза!

– Дома не утеплены, их построили на скорую руку, да еще, похоже, экономили. Где-то на крышах вообще утеплитель не положили, – объясняют мужчины, – поэтому у людей прямо на потолке лед намерзал!

Чтобы отопить такие дома, нужны немалые деньги. В одной семье нам рассказали, что вынуждены были продать обручальные кольца, чтобы продержаться эту зиму. А еще, чтобы сэкономить и не замерзнуть, люди объединялись:

– Мы закрыли свой дом, и все собрались в доме сына, – рассказал один из сельчан, которого мы встретили в приемной местного акимата. – А что вы хотите – материалы китайские…

В том, что китайские материалы приносят проблемы, мы убедились даже в приемной акима села Кызылагаш. Люди не могли попасть на прием к местной власти, потому что… заклинила дверь. Аким Кызылагаша Саулеш Амитова оказалась запертой в собственном кабинете! Чтобы вызволить ее, пришлось снимать дверь с петель…

Саулеш Амитова сидела за столом в шапке и теплом пальто, но проблемы холодных новостроек она категорически не признает.

– Я просто только зашла и не успела раздеться! – парировала она. – С чего вы взяли, что у нас холодно? Люди просто не топят, а дома хорошие. Вы мне скажите поименно, кто недоволен? Эти все сплетни уже надоели…

 Между тем в приемной люди нам рассказали, что приезжали чиновники из области и о проблеме некачественно построенных домов знают.

– Нам объяснили, что на эти дома есть гарантия и, как только потеплеет, застройщики должны устранить все неполадки. Обещали и окна, и двери поменять… – пояснили нам сельчане.

Разговора с акимом Кызылагаша Саулеш Амитовой не вышло. На все вопросы она отвечала лишь – проблем нет. Но ведь так не бывает. И одно дело, когда власть признает проблемы и работает над ними, другое – когда делает вид, что ничего не происходит.

А работать есть с чем. В этом году снега выпало слишком много, со дня на день начнет таять. Уже сегодня начался паводок, который затопил 4-е отделение села Кызылагаш. Мы выехали в затопленный район.

– Не знаем, почему в этом году такая вода идет, такого обычно не было, – разводит руками местный житель Ерик. Больше всего он переживает за скот – животные стоят прямо в воде, могут простудиться и погибнуть.

– Если начнется падеж скота, мы разоримся, – волнуются крестьяне. – Боимся, что, когда потеплеет, нас здесь вообще смоет…

Крестьяне полагают, что причина обильного паводка в том, что забито русло реки. Его необходимо чистить и углублять. Но никто проблемы не признает, а значит, и никаких работ не ведется. Люди, испытавшие удары стихии в прошлом году, напуганы. Неизвестно, какие еще беды принесет весенний паводок им в этом году.