Кыргызстан закладывает пенсионную бомбу замедленного действия

Двадцать семь лет тяжелой и подчас опасной работы на государственных предприятиях выпали на долю 71-летней Ольги Коваленко, в прошлом инженера-электрика, получающей сегодня ежемесячную пенсию в размере 5 020 сомов (чуть больше 100 долларов). «На это можно купить хлеба и почти намазать его маслом», – шутит она.

Ольга Коваленко может позволить себе пошутить. В селении под столицей Кыргызстана, Бишкеком, она проживает вместе с дочерью и зятем, которые оба работают. Ее 60-летней соседке Алине Ромазановой повезло меньше. Она смогла документально подтвердить лишь свою работу в течение восьми лет в качестве школьной уборщицы, и ее пенсия составляет сегодня 2 400 сомов (около 50 долларов). Время от времени ей подкидывает денег племянник, работающий в России, на которые женщина в основном и существует. Однажды, когда Алина Ромазанова получила судебную повестку с угрозой отрезать за неуплату коммунальных услуг газ, на помощь пришла семья Коваленко и оплатила квитанции.

Если бы эти женщины прожили всю свою жизнь в СССР, где занятость составляла почти 100 процентов, они бы закончили свои дни в относительном комфорте. В сегодняшнем Кыргызстане ситуация иная. Государственное агентство, отвечающее за предоставление накопительных пенсий – Социальный фонд – стеснено в средствах, потому что деньги в него перечисляют меньше трети граждан трудоспособного возраста. И если для почти полумиллиона жителей, получающих сегодня хоть какую-то пенсию от государства, жизнь трудна, то в будущем все, возможно, станет гораздо хуже, когда огромная масса людей, работающих сегодня неофициальным образом, достигнет пенсионного возраста (составляющего на сегодняшний момент 63 года для мужчин и 58 лет для женщин), а средств на выплату им социальных пособий будет еще меньше.

Согласно выкладкам, содержащимся в недавно опубликованном докладе благотворительной организации Help Age International («Международная помощь пожилым людям»), 6,4 процента населения Кыргызстана составляют люди старше 60 лет, а к 2050 году эта цифра может вырасти до 17,3 процентов. В ситуации, когда многие жители Кыргызстана занимаются сегодня торговлей на черном рынке или работают за пределами страны, многие будут не в состоянии предоставить налоговые и прочие документы, необходимые для оформления государственных пенсий и пособий. Справиться с этой демографической тенденцией может помочь продуманная реформа пенсионной системы, но для этого понадобится дальновидный подход от политиков, которые, похоже, настроены строить планы лишь на краткосрочную перспективу.

Важной частью любой реформы должно бы стать взимание налогооблагаемого дохода с лиц, занятых в теневой экономике страны. По словам консультанта Социального фонда Кыргызстана и советника по вопросам соцзащиты фонда Help Age International Розы Раяповой, это необходимо сделать как можно скорее. «Большая часть трудовых ресурсов еще не вышла из молодого возраста, и у нас имеется возможность [для реформирования пенсионной системы], – сказала она EurasiaNet.org. – Ощущать этот сдвиг мы начнем в ближайшие 10-15 лет».

Помимо убеждения неофициальных работников перечислять взносы в Социальный фонд (в Кыргызстане имеется лишь один частный пенсионный фонд по сравнению с более сотней подобных фондов в Казахстане), правительство должно также внести изменения в бюджет с целью улучшения условий жизни нынешних пенсионеров. Среднестатистический пенсионер получает сегодня 3 167 сомов (65 долларов) – на 25 долларов меньше установленного самим же правительством прожиточного минимума. Хотя министерство финансов и объявило о повышении пенсий с 1 октября, оно было отложено до ноября и составит в среднем чуть больше 4 долларов. Этого скромного вливания будет явно недостаточно, чтобы угнаться за инфляцией, темпы которой, по прогнозам Всемирного банка, составят в 2013 году 6-8 процентов.

Помимо опасений в связи с инфляцией и дефицитом, озвученных Всемирным банком, который предоставит Кыргызстану в следующем году на поддержку казны 30 млн. долларов, в стране увеличивается количество противников повышения пенсий, в числе которых Акылбек Жапаров, занимавший до последних перестановок в кабинете пост министра финансов республики. В августе информагентства приводили слова Жапарова, выступившего с идеей лишить пенсий работающих пенсионеров. Это заявление было впоследствии опровергнуто тогдашним премьером КР Омурбеком Бабановым.

«Конечно, наши пожилые люди возмутились, когда человек со средствами, такой как Жапаров, заявил нечто подобное, – говорит президент бишкекского общественного «Ресурсного центра для пожилых» Светлана Баштавенко. – Мы все понимаем, что в государственной казне имеются прорехи – но почему они должны лататься за счет работающих пенсионеров, которые еще платят государству взносы?»

Позднее Жапаров утверждал, что его неправильно процитировали. По словам же Светланы Баштавенко, подобное отношение отражает наблюдающуюся в обществе тенденцию относиться к старикам как к финансовой обузе. Вспоминая, как некоторые пенсионеры после распада СССР – государства, предоставлявшего гражданам оплачиваемые отпуска, бесплатное здравоохранение и другие льготы по достижению пенсионного возраста – получали пенсии, размер которых в реальном выражении составлял менее 2 долларов в месяц, Светлана Баштавенко утверждает, что пожилые люди постоянно расплачивались за хилую экономику страны: «Суверенный Кыргызстан был построен за счет принесения в жертву пенсионеров».

Сегодня экономика республики зависит от переводов трудовых мигрантов и реэкспорта товаров, зачастую осуществляющегося в неофициальном порядке. При этой системе граждане, официально нигде не работающие, имеют право претендовать на пенсии в размере 1 тысячи сомов в месяц (20 долларов). Но даже этот минимум может оказаться невыполнимым по мере дальнейшего увеличения армии приближающихся к пенсионному возрасту трудовых мигрантов, торговцев и таксистов, уклоняющихся от уплаты налогов.

С точки зрения специалиста фонда Help Age International Розы Раяповой, задача предельно ясна. «Для того чтобы эти люди обрели в старости хоть какую-то стабильность, государство должно действовать системно и последовательно. Неофициальный сектор нужно по максимуму переводить в формальные рамки», – говорит она.

Источник: Крис Риклтон, Eurasianet.org

Автор: Караван.kz