Фактически, Кыргызстан сейчас напоминает государство с раздробленными княжествами, каждое из которых стремится проводить свою, наиболее ей выгодную политику, которая может расходиться с политикой официального Бишкека. Этому есть несколько объяснений.
Социально-экономическая ситуация
При смене политической элиты в 2005 году, новым руководством был сделан ряд заявлений, направленных на улучшение благосостояния граждан Кыргызстана. Обещания так и остались на бумаге. Реформы, направленные на улучшение экономики страны не были реализованы, а те попытки, которые предпринимались, не принесли ожидаемых результатов.
Как следствие, сегодня можно наблюдать рост числа безработных, наличие большого людского трудоспособного ресурса с многочисленными социально-незащищенными слоями.
Отдельно нужно упомянуть подрастающее поколение, которое в связи с политическими сотрясениями, регулярными митингами и забастовками фактически становится втянутым в ряды политических и иных общественных объединений.
Учитывая неспособность подрастающего поколения в полной мере осознанно подходить к своему выбору/симпатиям в отношении того или иного движения, многие организации эту возрастную группу используют в своих интересах.
Политическая ситуация
В настоящее время наблюдается прошлогодняя картина, когда страна, фактически становится разделенной на две части - Север и Юг.
При этом развитый Север обладает меньшим протестным потенциалом, чем Юг. Этому во многом способствуют несколько факторов:
наличие действующих предприятий в регионе;
социально-экономическая ситуация;
большее многообразие этнических групп;
количество безработных на порядок ниже, чем на Юге;
малая активность религиозных организаций;
относительно незначительное количество маргинальных слоев населения.
Вместе с тем на Юге наблюдается рост конфликтогенности, основой которой стали социально-экономическая ситуация в регионе и рост безработицы.
При этом органы власти не стремятся решать проблему, а постоянно занимают выжидательную позицию. В результате бездействия местных властей в регионе активизируются другие силы, заинтересованные в раскачивании ситуации в нужном для себя направлении.
Очередным примером этому может послужить захват жителями Джалал-Абадской области Киргизии недостроенных домов и территории, которая находится в частной собственности.
Рассматривая сложившуюся ситуацию на Юге Кыргызстана можно с большей долей вероятности определить наиболее заинтересованные группы, способные к себе привлечь и направить граждан Кыргызстана:
религиозные организации;
организованные преступные группировки;
общественно-политические объединения;
местная элита, (которая сегодня представляет собой несколько групп, противоборствующих между собой);
Многие из указанных выше групп влияния ведут латентную борьбу за расширение своих зон влияния. Это происходит как путем подкупа представителей органов власти, так и консолидации маргинальных слоев населения в различного рода организации/группы, готовые в любой момент действовать в интересах группы влияния.
Религиозная ситуация
Наиболее активными на Юге Кыргызстана можно назвать действия различных религиозных объединений. В настоящее время в Кыргызстане действуют 2 000 мечетей, 39 медресе и 7 высших исламских учебных заведений. В самом городе Ош функционирует "Ассоциация религиозных учебных заведений". При этом многие из числа наиболее активных религиозных оппозиционных деятелей Кыргызстана являются выходцами с Юга республики.
Большому росту религиозных объединений способствовало принятие закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" (1991г.), в котором упрощалась процедура образования религиозных объединений и учреждений. Как следствие этого Кыргызстан стал одной из наиболее благоприятных стран для деятельности различных религиозных объединений.
При этом можно отметить тенденцию тяготения религиозных организаций к Югу республики, так как они осознали, что региональное различие между Севером и Югом может послужить им на пользу.
В то же время гражданская активность больше присуща более просвещенному (приближенному к западным ценностям) Северу, где наблюдается и наибольшая деятельность неправительственных организаций.
В результате на сегодня Бишкеку нужно в оперативном порядке принимать меры по стабилизации ситуации внутри страны и расширению своей зоны влияния/контроля над Севером и Югом.
На Севере Бишкек уже начал работать в этом направлении, локализуя влияние внешних сил на общественность. Так, одним из подтверждений данного тезиса может стать случай высылки двух американских дипломатов Каку Кимара и Пола Политес, которые были замечены в "неуместных контактах с лидерами неправительственных организаций".
Вместе с тем на Юге ситуация продолжает усугубляться. И если на Севере Бишкек нашел, так сказать, "раздражителей" общественного мнения и обострения ситуации, то на Юге процесс дестабилизации обстановки приобретает никем неконтролируемый характер. Свою озабоченность по этому поводу уже высказали некоторые международные организации.
И сегодня мало кто сможет сказать, каким будет Юг республики через неделю - спокойным или охваченным межэтническими конфликтами, а, принимая во внимание отсутствие контроля над регионом со стороны Бишкека, вероятность перехода конфликта из латентной фазы в открытую представляется очень высокой.