Указ президента Курманбека Бакиева "Об объявлении 24 марта Днем национального празднования" давно вступил в силу, в соответствии с чем правительству поручено организовать 24 марта военные парады, концерты, массовые гуляния и ярмарки.
Но давайте посмотрим - с каким багажом к своему юбилею, - год после свержения первого президента Кыргызстана Акаева, - подошла республика?
Итак, пропуская все хвалебные оды в адрес руководства и народных избранников Кыргызстана, мы можем остановиться на некоторых интересных моментах развития постакаевской республики.
Ни для кого не секрет, что при декларируемом авторитете власти на всей территории Кыргызстана, существующая реальность показывает обратное.
На сегодня официальная власть имеет свое влияние на ограниченную часть территории республики. Почувствовав это, многие социальные и территориальные группы пытаются воспользоваться ситуацией в своих интересах.
Так, жители Джалалабадской области отказались признать нового губернатора области, назначенного указом президента. Другим подтверждением вышеозвученного состояния власти является митинг железнодорожников, протестующих против назначения нового министра.
А еще - факты самозахватов земель в окрестностях Бишкека, "Белого дома" 17 июня, мотуевский угольный переворот, бунт в колониях, осеннее стояние на центральной площади Бишкека Рысбека Акматбаева с требованием отставки премьер-министра…
Слабость существующей власти на регулярной основе подтверждает ее бездействие в ответ на возникающие спонтанные выступления маргинальных групп населения, поддерживаемых преступными и иными антиобщественными структурами.
Организованная преступность, почувствовав шаткость и неуверенность власти, читай правоохранительных органов, стала постепенно завоевывать оставленные государственной властью территории и брать их под свой контроль.
Отсюда возникает передел собственности и пересмотр контролируемых между преступными группировками территорий.
Как следствие этого Кыргызстан содрогается от заказных убийств. По словам министра внутренних дел республики Мурата Суталинова, начиная с 2000 года, в КР произошло 34 "громких" заказных убийства и 6 покушений с применением огнестрельного оружия. Из них раскрыто всего 9.
В прошлом году совершено шесть заказных убийств. В числе жертв имеются три депутата парламента, известный спортсмен и полковник милиции.
С начала 2006 уже совершено два заказных убийства: застрелен претендент на должность председателя национального олимпийского комитета, известный спортсмен Раатбек Санатбаев и от взрыва мины погиб заместитель начальника по учебной части Бишкекского высшего военного училища Минобороны КР подполковник Эрик Сабырбеков.
Разгул преступности в Кыргызстане во многом обусловлен кризисом госуправления, в частности кризисом правоохранительных органов и судебной власти.
Проявлением данного кризиса можно назвать заявление Рыспека Акматбаева о том, что он предлагает премьер-министру Кыргызстана Феликсу Кулову выйти с ним "один на один".
Но апогеем бездействия власти можно назвать ситуацию, когда непрекращающиеся заказные убийства, служат дополнительным свидетельством того, что криминал в попытке войти во власть, пользуется скрытой благосклонностью определенных государственных служащих.
Продолжаются в Кыргызстане экономические реформы, но жизнь, к сожалению, от этого не становится лучше.
Повышения цен на энергоносители, основные продукты питания, транспортные услуги ставят под сомнение правильность выбора государственной политики. В промышленном секторе кыргызской экономики в январе-феврале 2006 года производство снизилось на 5% относительно прогнозируемого снижения на 1,5%.
По данным Статкомитета СНГ, в прошедшем году объем ВВП в Кыргызстане снизился в сравнении с 2004 годом на 0,6 %.
Сегодня ВВП Кыргызстана формируется в основном за счет двух отраслей промышленности - энергетической и золотодобывающей. Причем, за счет производства золота формируется 36% ВВП республики.
Из всех производств, за исключением золота и электроэнергии, наибольшие темпы развития в январе 2006 года были зафиксированы в сфере предоставления сервиса и услуг - гостиничный и ресторанный бизнес, частная торговля.
Следом идет аграрный сектор. Среди негативных показателей января 2006 года, Министерство экономики и финансов Кыргызстана отмечает простой 40% или 230 единиц всех промышленных предприятий.
Только за январь-февраль текущего года по данным мониторинга экономического развития, инфляция составила 2,7%, что вызвано ростом цен на ГСМ, сахар и другие продовольственные товары.
В частности, выросли цены на плодоовощную продукцию на 7,5%, цены на кондитерские изделия выросли на 18,9%, цены на сахар увеличились на 29,8%.
Среди непродовольственных товаров выросли цены на материалы для содержания и ремонта жилых помещений на 3,5%, что связано с возрастанием цен на цемент, рост цен на газ составил 0,7%.
Напряженной остается межэтническая ситуация. Так неравномерное распределение доходов среди жителей села, недостаточное взаимопонимание между различными этническими группами, а также неразрешенные ранее конфликты на бытовой почве стали причиной конфликта, произошедшего 5-6 февраля 2006 года в селе Искра Чуйской области между кыргызами и представителями дунганской национальности.
Отдельная тема касается соглашения между президентом и премьер министром Кыргызской Республики, с пунктом, в соответствии с которым правительство полностью формирует г-н Кулов, в то время как формированием правительства в большей степени занимается президент республики г-н Бакиев.
Существующая напряженность в отношениях первых людей в республике держит общество в постоянном ожидании неизбежных социально-политических потрясений.
Настроения среди кыргызского общества также не играют на пользу существующей власти. Народ надеялся, что на смену либеральному демократу Акаеву придет реформатор, который твердой рукой наведет порядок по всей республике и во всех коридорах власти.
Но этого не произошло. Психологический аспект, когда чем больше ожидание у электората - тем сильнее разочарование и падение уровня доверия, авторитета, - в данной республике играет не последнюю роль.
Это касается и обещаний власти и действий государственных органов. Так президент Кыргызстана обещал провести конституционную реформу, но она даже не была начата. После смены власти новое руководство выдвинуло лозунги, которые сегодня просто не может реализовать в полной мере. Заявленные реформы, если не провалены, то серьезно застопорились. Уже сейчас можно говорить, что у существующей власти нет ни желания, ни возможности изменить к лучшему существующее положение вещей - во всем, и в политике, и в экономике.
Интересно проанализировать деятельность Парламента Республики за отчетный период. Так с 27 марта 2005 года по 1 января 2006 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассмотрел 208 законопроектов, из которых 63 были ратификации.
То есть 2,5-3 раза больше, чем за аналогичный период парламентом предыдущего созыва. Но многие законодательные акты и в настоящее время бездействуют.
В духовной сфере также все не так и гладко. Вот уже несколько месяцев набирает обороты конфликт в Духовном управлении мусульман Кыргызстана. Противоречия в исламской общине - самой масштабной и наиболее влиятельной гражданской группе в стране могут в ближайшем будущем негативно отразиться на внутриполитической стабильности республики.
В то же время разногласиями внутри общины грамотно пользуются представители других религиозных течений и организаций. Особенно это заметно на активизации деятельности представителей "Хизб-ут-Тахрир".
Так, в 2005 году в южной столице Кыргызстана - Оше было зарегистрировано более 14 случаев проявления религиозно-экстремистской активности.
Вот примерно с таким багажом подошел Кыргызстан к своему Дню национального празднования. Правда непонятно, где здесь находится повод для веселья.
Тем более непонятен этот праздник и для тех, кто в ночи 24,25 марта стали жертвами мародеров и в одночасье превратились из преуспевающих и уверенных людей в субъекты насилия и грабежа…
Конечно, сейчас долго можно обсуждать вопросы эффективности деятельности органов власти, но давайте посмотрим на ветви власти более пристально. Что мы увидим? Что организационная составляющая осталась прежней, еще с советских, партийных времен.
Отчетливо прослеживается тенденция, когда руководящее звено не только не заботилось о подготовке своей смены, но и всячески пыталось избавиться от ростков самостоятельности, которые в ответ стали искать другие пути выхода "в люди" - то в преступную среду попадут, то в религию уйдут, то поедут за границу учиться.
И сейчас в республике наблюдается острая нехватка новых кадров: нет ни политиков, ни менеджеров.
Интересно поразмышлять над тем, каким будет Кыргызстан через 5 лет…