Изначально квилтинг был уделом бедных. Бережливые хозяйки не выбрасывали изношенные вещи. Из них вырезали целые лоскутки, подбирали по цветам и сшивали вместе. Полученную ткань накладывали на слой утеплителя, придающий поверхности объем, и изнанку, а потом этот “бутерброд” простегивали. Таким образом создавали новые одеяла, жилеты, головные уборы, сумки. Так произошел квилтинг.
– Квилт – это стежка. Раньше мы стегали вручную, и это был очень долгий, трудоемкий процесс, а сейчас технологии ушли очень далеко: для рукодельниц созданы отличные технические условия, есть возможность купить эксклюзивные, коллекционные ткани с уже готовыми принтами. Если раньше женщина резала ткань вручную, то сейчас есть специальные инструменты – дисковые ножи, ножи с линейкой и т. д. А еще появились специальные швейные машины для квилтинга. То есть квилт теперь есть не только ручной, но и машинный, и он бывает такого уровня, что издалека от фотографии не отличишь, – с гордостью рассказывает вице-президент ассоциации мастеров лоскутного шитья Дана АШИМОВА.
Сегодня этот вид рукоделия объединяет в себе пэчворк, вышивку, аппликацию и шитье. Мастера, владеющие этими техниками, создают эффектные и неординарные вещи, используя не только ткани, но и кожзаменитель, и натуральную кожу. Недавно свои уникальные изделия мастера по квилтингу представили в Нур-Султане на VII международном фестивале “Восточный базар. Шелковый путь: культурное наследие” – крупнейшем в Центральной Азии тематическом форуме в области текстильного искусства, в котором приняли участие специалисты из Швейцарии, Германии, Узбекистана, России и других стран.
Флагманский проект этого фестиваля – передвижная выставка уникальных текстильных панно “Лоскутные живописцы”, куда вошли работы из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе российского корифея квилтинга Любови Лежаниной. Впервые в экспозицию включены панно трех казахстанских рукодельниц. Были и другие номинации, в которых участвовали работы более 60 казахстанских мастеров из Атырау, Караганды, Павлодара, Алматы, Тараза, Нур-Султана, Шымкента и других городов.
– Казахстанцы представили на конкурс около 30 панно. Порядка 30 изделий заявлено в новой номинации “Мода в стиле пэчворк”. Это целая серия работ, в которых пэчворк удачно применяется в одежде: чапанах, жилетах, юбках, головных уборах, сумках, кошельках. Тут и колорит, и современность. А чтобы понять, как всю эту красоту можно носить сегодня, было организовано дефиле. Например, такой чапан хорош и с вечерним платьем, и с обычным. Можно надеть его с джинсами или юбочкой. В такой технике он универсален, а с нашими ветрами это вообще незаменимая вещь! – уверена Дана Ашимова.
Сюрприз для гостей фестиваля – передвижная выставка работ, выполненных юными мастерами от 6 до 16 лет.
– Квилтингом могут заниматься не только взрослые, мы привлекаем к нему детей. У нас и мальчики, и девочки сейчас занимаются. Это занятие отвлекает их от гаджетов, вкус развивает, а также мелкую моторику, – поясняет Алена НОСКОВА, координатор фестиваля. – И, конечно, это дает им возможность быть ближе к своим корням, к истории своего народа.
По словам организаторов, “Восточный базар” нацелен на поддержку и развитие национального прикладного искусства құрақ, что переводится, как “лоскутное шитье”, и позволяет вдохновить отечественных мастеров на создание новых шедевров.
– Мы возрождаем духовное наследие, поэтому этот проект у нас созвучен с программами “Семь граней Великой степи”, “Рухани жаңғыру”. Мы реанимируем то, что было раньше, но уже с использованием новых технологий, новых тканей, новых техник, – подчеркивает Дана Ашимова. – Мы хотим расширить границы, популяризировать казахстанское творчество, сказать, что наши мастера это тоже умеют, их работы качественны и конкурентоспособны.
Ассоциация мастеров лоскутного шитья работает в Казахстане уже 10 лет. Ее главная задача – пропаганда швейных ремесел, участие в международных конкурсах и выход на новый уровень. Работа самой Даны Ашимовой недавно уехала на конкурс в Хьюстон.
НУР‑СУЛТАН