Курортный анклав

Расположенный в живописнейшей горной местности на высоте 1700 метров над уровнем моря поселок Чимган, (ныне по казахской транскрипции именующийся как Шымган), входил в один ряд с самыми известными и популярными курортными зонами Средней Азии и Казахстана.
Интересно, что зона отдыха возникла еще в 1870 году, когда сюда с удовольствием приезжали на отдых черняевские наместники.
С 1924 года Шымган вошел в объединение здравниц образовавшегося в те годы "Казкурорттреста". Тогда же началось активное обустройство оздоровительно-лечебной инфраструктуры, рассчитанной на массового отдыхающего, и именно эта дата официально считается годом рождения курорта Шымган.
В течение всего советского периода Шымган периодически обновлялся. Последнее крупное строительство здесь велось в 1988 году, когда был возведен новый четырехэтажный корпус на 150 мест, со всеми лечебными и подсобными кабинетами и комнатами.
Изначально курорт Шымган считался принадлежностью КазССР, что, в общем то было в порядке дела для советского времени. Тогда каждая союзная Республика строила собственные курорты и здравницы по всему Союзу, начиная от Крыма и черноморского побережья до Иссык-Куля и того же Шымгана. Даже еще в 1992 году, с распадом Союза и приходом суверенитета среднеазиатских государств, статус подобных курортных зон-анклавов (Казахстан, кстати, до последнего времени обладал рядом подобных же курортов на Иссык-Куле) практически не вызывал споров. И официально до сих пор Шымган считается подразделением департамента здравоохранения Южно-Казахстанской области, ориентированном для лечения больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания. Еще в течение прошлого года в Шымгане отдохнули и прошли курс лечения около 2 тысяч казахстанских граждан. Однако в последние годы вопрос о статусе Шымгана становился все более актуальным.
Главная проблема - документальная. Казахстанская сторона имеет государственный акт о выдаче в собственность земельного участка в курортной зоне Шымган образца 1947 года, который, естественно, устарел уже и морально, и юридически. На сегодняшний день получить новый акт собственности на эту землю можно только у Узбекистана, на территории которого Шымган располагается де-факто.
На переговорах между правительствами Казахстана и Узбекистана, посвященных демаркации казахстано-узбекских границ, вопросов о пролонгации статуса своеобразного Шымганского анклава не ставилось в принципе. На то были свои причины, и прежде всего потому, что предстояло разрешить более актуальные пограничные вопросы связанные с Багысом, Арнасайской плотиной, рядом приграничных участков на севере казахстано-узбекской границе.
Естественно, что узбекистанская сторона совершенно не проявляет заинтересованности в пролонгации статуса Шымгана. Узбекистан нацелен как раз на обратное - однозначно считать эту территорию своей собственностью. Причем, Казахстан может продолжать содержать здесь свою здравницу, однако обязан регулярно вносить соответствующую плату за аренду земельного участка. Подобные проблемы уже возникали у Казахстана с иссык-кульскими здравницами и тогда пришлось отказаться от большинства из них.
По всей вероятности та же судьба ожидает и Шымган. По мнению руководителей южно-казахстанского департамента здравоохранения, продолжать содержать Шымган на балансе казахстанской здравнице становится все накладнее. Практически весь медицинский персонал и работники здравницы, а это около 90 человек, являются гражданами Узбекистана.
И по казахстанским, и по узбекистанским законам, и сами работники и предприятие должны иметь соответствующую лицензию на привлечение иностранной рабочей силы. Однако такой лицензии нет. Сразу же создаются проблемы с выплатой заработной платы сотрудникам Шымгана, которая начисляется в Казахстане, а затем, с очень большими таможенными проблемами, перечисляется практически в другое государство. У
здравницы нет собственного валютного счета в национальном банке Узбекистана, что создает дополнительные сложности.
С не меньшими проблемами приходится сталкиваться и при обеспечении бюджетного объекта здравоохранения всеми необходимыми медикаментами, продуктами питания, другим техническим обеспечением. Организовывать для Шымгана обеспечение в Узбекистане у департамента ЮКО просто нет полномочий. Между тем здравница, в которой проводятся терапевтические и профилактические лечебные курсы для больных хронической пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой, и, кроме того, стационарно проживает до двух сотен отдыхающих одновременно, требует ежедневного достаточно объемного снабжения.
Здравница Шымган расположена в природоохранной зоне, и в производственной деятельности обязана соответствовать экологическим нормам.
Однако отопление помещений в зимний период практически всегда производилось с помощью котельной на твердом топливе - угле. В последнее время природоохранные ведомства и Узбекистана, и Казахстана (а последние также проводят в Шымгане плановые проверки), все более строго подходят к несоблюдению норм экологии. А значит, следует переводить Шымган на питание электроэнергией, а это опять таки дополнительные траты для областного департамента здравоохранения.
Следующая проблема - источники питьевой воды. Более ста лет Шымган жил на бьющем здесь роднике кристальной воды, которая во многом и ценилась благодаря своей природной чистоте. Однако возросшие требования по соблюдению санитарных нормативов сказываются и здесь: на роднике необходимо установить хлораторную станцию, для обеззараживания воды.
Как считают руководители южно-казахстанского здравоохранения, легче построить новую здравницу в самой ЮКО, где, кстати, подходящих курортных мест достаточно, нежели доводить до совершенства Шымган.
Опять таки вопрос о его статусе предстоит решать на правительственном уровне, и скорее всего, Шымган придется оставить.