Курганы циклопов – почему древних степняков Прииртышья называют одноглазыми

- В III-VII веках до нашей эры на территории современного казахстанского Прииртышья жил народ, который историки называют аримаспами, что означает «циклопы». Этот термин используют еще с тех времен, когда в античности люди верили, что на землях Алтая и Верхнего Прииртышья находится конец земли и здесь живут циклопы – последние люди, а дальше расположена нецивилизованная территория животных-чудищ. Об аримаспах писали Аристей и Геродот. Этот термин закрепился в истории и используется в науке до сих пор, - пояснил корреспонденту медиа-портала Caravan.kz председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат САСАНОВ.

Нет ответа, почему современные ученые до сих пор используют слово «циклопы» для обозначения этого древнего народа. Зато известно, что степняков Прииртышья называли одноглазыми и в других странах. 

Историки рассказали о загадках древнего народа, жившего в Великой Степи 30 веков назад

- По нашим краям еще задолго до Великого Шелкового пути проходил Великий Степной путь. Торговцы и путешественники из античных городов и Китая доходили до наших мест, а возвращаясь, рассказывали о воинственном народе аримаспов. Интересно, что древние китайцы тоже называли живущих тут людей одноглазыми, и в Поднебесной также до сих пор используется соответствующий термин. Ученые пока не могут однозначно ответить на вопрос: почему? Возможно, у живущих в этих краях людей были традиционными головные уборы или шлемы с отверстием в районе глаз, как у современной балаклавы, что создавало образ одноглазого человека. Мир разнообразен, и каждый племенной коллектив или народ древний имел свой облик, что отражается в этнографической терминологии, - подчеркнул историк, преподаватель университета им. Шакарима Амантай ИСИН.  

Пожалуй, самое интересное наследие, оставшееся от аримаспов – курганы с усами, которых достаточно много вблизи горных массивов Семейтау и Кокентау.

Краеведы выдвинули новую гипотезу предназначения необычных курганов

- Курганами с усами называют древние захоронения необычной формы. Над погребением человека возводили большой курган, от него на расстоянии от 30 до 350 метров ставили два визирных камня, которые соединяли с большим курганом дугообразными каменными насыпями – усами, - отметил Марат Сасанов.

Историки до сих пор не могут однозначно сказать, для чего нужны были каменные дуги. По одной версии, усы с визирными камнями на концах играли роль маяка, по другой – это был прообраз обсерватории. Так как усы чаще всего обращены на восток, то, возможно, они помогали определять точные даты равноденствия и солнцестояния. А краеведы Семея выдвинули новую гипотезу предназначения необычных курганов.

М. Сасанов – «Такой курган был геоглифом для богов»

- Нам кажется вероятной версия, что такой курган был геоглифом для бога. Ведь курганы насыпали над местом захоронения богатых людей, показывая божеству, насколько богатым был усопший. К месту большого кургана загоняли все табуны умершего. Сколько места занимало стадо, такого размера и строили дуги усов. Первого и последнего коня забивали, и на этих местах ставили визирные камни, - озвучил новую версию Марат Сасанов.

Историки подтвердили, что эта версия может быть близкой к истине.

Краеведы выдвинули новую гипотезу предназначения необычных курганов

- Эта альтернативная гипотеза заслуживает внимания. Ведь этнографы давно выяснили, что древние люди использовали для подсчета скота географические объекты. Например, владелец табуна весной загонял свои табуны в ущелье и смотрел, какая часть ущелья занята лошадьми. Сравнивая с предыдущим годом по заполняемости, он мог понимать, сколько скота пережило зиму, сильно ли поголовье уменьшилось или нет. Поэтому версия краеведов может давать ответ еще и на такой вопрос, почему усы у курганов аримаспов выгнуты дугами, а не построены в форме прямых лучей. У нашей благодатной земли богатая история, и точные ответы на ее загадки еще только предстоит найти, - заключил Амантай Исин.

Семей