Куплю работу. Дорого!

– А ты слышала, Айгулька моя теперь в ЦОНе работает! – похвасталась соседка успехами дочери. – Пять штук долларов отдали, но, думаю, мы эти деньги с лихвой отобьем. Если нужно, обращайся – поможем с документами!

– Жанибеку надо срочно машину менять, кредит берем, – заявила подруга о планах мужа. – Несолидно на старой ездить, мы же его в банк засунули, за десятку, раньше за такую должность пятнадцать просили…

Каждый из нас слышал столько подобных историй, что они даже ухо не режут. То ли сочиняют граждане, чтобы повысить значимость своих родственников – дескать, вот какое место дорогое отхватили! То ли действительно у нас без взяток нигде ходу нет?

Платить за работу? Нонсенс, сказали бы другие, но только не казахстанцы.

Продолжение подобных “карьерных” историй бывает самым печальным. Дочь соседки вскоре ушла из ЦОНа, брать там взятки сегодня обычному персоналу на “окнах” практически невозможно, в сфере предоставления госуслуг произошла электронная революция. А зарплата – копейки.

У мужа подруги тоже грустный вид. Работает в банке до 10 вечера, не поднимая головы, бумажек выше крыши, а в кармане – голяк, зарплаты обычного менеджера только на бензин и хватает.

По мнению экспертов, ситуация в последние годы резко поменялась. Там, где раньше можно было “рубить левак”, плодя коррупцию, сейчас стараются навести порядок. В общем, тяжела и неказиста жизнь несчастного мздоимца…

Но не только ради потенциальных взяток казахстанцы готовы платить за трудоустройство.

Некоторые – ради зарплаты и бонусов. Есть компании, как частные, так и государственные, где оклады очень высоки, а новогодние премии – и того выше. Так что находятся желающие заплатить за билет на этот пир.

Есть и третья категория покупателей работы – любители поколотить понты.

Этим нужна только визитка с красивым названием да кресло помягче. Обычно это дочки-сыночки небедных родителей. Которые выучили детишек за границей, а теперь желают видеть их в солидном кабинете. Не важно, как он соотносится с полученным образованием.

Мы решили выяснить вместе со специалистами, какие же должности и рабочие места привлекают наших граждан больше всего и почему?

– Тема интересная, – сказала “КАРАВАНУ” социолог Айман ЖУСУПОВА. – Во-первых, потому, что проблема безработицы в Казахстане значима для населения страны и тем более остро она стоит перед молодежью, которая, окончив вузы, зачастую не может найти работу по специальности. Некоторые даже готовы ее покупать.

Почему люди готовы платить большие деньги за трудоустройство? Потому что до сих пор уверены, что устроиться собственными силами на высокооплачиваемую работу или получить перспективную должность сложно.

Казахстанский институт социально-экономической информации и прогнозирования провел социологическое исследование, по его результатам выяснилось, что каждый третий житель Казахстана считает, что в сферу госслужбы и некоммерческого сектора собственными усилиями попасть невозможно. При этом основным барьером, препятствующим полноценному функционированию социальных лифтов, являются, по мнению населения, коррупция, трайбализм и другие подобные пути продвижения по карьерной лестнице.

Также в ходе опроса выяснилось, какие сферы деятельности казахстанцы считают наиболее перспективными.

Оказалось, больше всего опрошенных  –  24,6 процента  –  хотели бы работать на государственной службе. Чуть меньше – в иностранных компаниях, в национальных госкомпаниях – 21,4 процента. Меньше всего казахстанцев привлекает работа в сфере сельского хозяйства – 5,5 процента.

Интересно, что данные по предпочитаемым рабочим местам значительно разнятся между городским и сельским населением. Так, горожане значительно чаще хотят работать в банках и национальных компаниях. А вот сельчане предпочитают госслужбу.

Самый щепетильный вопрос: сколько же готовы платить граждане за трудоустройство? Об этом мы поговорили с председателем попечительского совета ОФ “Транспаренси Казахстан” Натальей МАЛЯРЧУК.

– Нездоровый спрос на трудоус­тройство в те же государственные органы связан с тем, что у людей искаженные представления об обязанностях на этих должностях. Им кажется, что там ничего делать не надо – сел в кресло и командуй, а деньги сами к тебе рекой текут.

Места, где есть возможность украсть, использовать служебное положение, всегда пользуются спросом. Мы проводили исследование по ЦОНам, текучка кадров там огромная, зарплата два года назад была около 20 тысяч, сейчас – около 50 тысяч, и брать взятки на многих позициях там нереально.

Продажа должностей активно происходит в крупных городах – Алматы и Астане, сюда стекаются тысячи желающих, а количество перспективных рабочих мест ограничено.

В представлении людей, государственные структуры – богатые. Поэтому туда и стремятся попасть.

Спросом пользуется трудо­устройство в правоохранительные органы, таможню, нацкомпании, все организации, где раздутые штаты и нет особого контроля за исполнением.

По нашим исследованиям, самой коррумпированной несколько лет назад была система образования. Вряд ли сейчас что-то сильно изменилось. Совсем недавно к нам приходили родители с жалобами на поборы и рассказали нам, что место директора в обычной школе стоит от 5 тысяч долларов. Хотя проверить это трудно.

По национальным компаниям и государственным органам, конечно же, ставки намного выше. Там люди тихо сидят, получают свою большую зарплату. По разговорам людей, которые к нам обращаются, такие места стоят от 20 тысяч долларов – но опять же это непроверенная информация.

Правоохранительные органы тоже пользуются большим спросом.

Но все это на уровне разговоров, детального исследования этого вопроса не было, хотя мы не раз пытались поднять этот вопрос.

Но кто эти самые таинственные работодатели, которые берут взятки за трудоустройство в престижные, по мнению народа, места?

– Непонятна сама схема, кто берет эти деньги за то же трудо­устройство, куда они уходят, – говорит Наталья Малярчук. – Ротация кадров в государственных организациях очень большая. Предположим, начальник взял с тебя взятку и принял на работу, но уже завтра он может быть уволен. И неизвестно, оставит ли тебя новый бастык.

Как можно за это платить? На что надеются люди?

Как нам пояснили в одном из агентств трудоустройства, это называется черным рекрутингом – трудоустройство за деньги. И рулят на этом рынке труда “агашки” и “помогайки” – люди со связями, которые получают свой процент от мзды – 10–20 процентов. При этом схема трудоустройства “по-черному” может быть многоступенчатой, соответственно и проценты раскидываются на нескольких участников. Это могут быть бывшие чиновники, у которых осталось много знакомых на службе, корректно пояснили нам эксперты по кадрам.