Всё, кроме политики, для Досыма Сатпаева началось с того, что в 2015 году он создал частный культурно-просветительский фонд и литературный проект “Сөз”, чтобы финансировать интересные, на его взгляд, культурные проекты. В жанрах и формах – никаких ограничений. Хотя сформировалось уже три направления: издательская деятельность, съемка документальных фильмов и эксперименты.
Один из последних был продемонстрирован тут же. Клип на тему великого народного акына Акана Серэ “Манмангер” был создан к 50-летию органного класса, организованного в Алматы в 1967 году. Фантастический звуковой микс не только по-особому проявил талантливое произведение – полную любви, трагическую и пронзительную песню о коне Кулагере, но и удивил сочетанием звуков величественного инструмента органа в исполнении известного музыканта Габита Несипбаева, нежнейших колоратур детского хора и синтезированного звучания современной электроники.
Кто, если не мы, решил для себя политолог, реанимируя в людях жажду общения с прекрасным и несколько утерянную за последние десятилетия тягу к искусству.
– Это не приносит дохода, – говорит Сатпаев, – но мы получаем удовольствие иного характера, душевного, нематериального. Вкладываем в проекты деньги, полученные от своего основного бизнеса. Во-вторых, для меня это выход из зоны комфорта и самоуспокоенности, благодаря чему ты вдруг находишь какие-то неожиданные подсказки для своей основной профессиональной работы. К тому же обретаешь еще и хорошую партнерскую сеть. Сейчас с нами сотрудничают театр “ARTиШОК”, музеи, художественная галерея “Арт Мекен”, Национальная библиотека. И наши культурные проекты мы можем реализовывать уже как коллаборацию. Искусство и баранина: что придумали Гаухар и Досым Сатпаевы
Ну, зачем, скажите, политологу создание, к примеру, музея в Государственном театре оперы и балета имени Абая?
Так ведь театру уже под 90 лет, многие его раритеты пропадают на складах и уходят в небытие! Между тем это уникальные костюмы, афиши, нотные партитуры, по которым можно восстановить дух прошедших времен для нынешнего и будущих поколений…
– И вот что я заметил, – продолжает Досым, – когда вы рассуждаете о политике, не можете не затронуть сферу культуры. На ней замыкается всё: культура поведения, слова, мысли, чего сейчас так не хватает во многих наших системах. И если вы хотите что-то изменить в общественном сознании, это можно сделать только через культурные проекты.
Вот я очень сильно удивился, когда тот музыкальный ролик “Манмангер” стали крутить современные молодежные телевизионные каналы, где прежде в основном звучала только попса. Значит, им понравилось! Достучались-таки! И это вдохновляет.
Поэтому мы с удовольствие продолжаем многие наши культурные проекты. Сейчас в сфере масс-медиа много денег идет на художественные фильмы. Они штампуются каждый год и помногу, а документалистика у нас хиреет, она не приносит много денег. Но это нужно! Такие фильмы, как “Казах из Стамбула”, “Откочевники мертвой степи”, истории казахов, бежавших во времена голода...
Теперь решили открыть новую историческую линию. К примеру, переиздание книги Мустафы Шокая 1935 года “Туркестан под властью Советов”. Как-то я приобрел ее оригинал, изданный в Париже, на одном из аукционов. Таких книг в мире всего штук 20–30. Автор написал ее на основе советских источников тех времен. Книга стала настолько популярной среди молодых людей, что вошла в список рекордсменов по продажам.
Другая, не менее увлекательная история описана в книге Берлина Иришева “Муза Кристиана Диора” – о жизни Аллы Ильчун. Эта девушка с казахскими корнями в свое время покорила мир европейской моды своим азиатским обаянием. И она до сих пор числится в каталогах Дома моды Кристиана Диора.
Для чего все это? Чтобы люди снова научились читать книги, покупать их и дарить.
И мы сдвинули этот процесс. В сети “Меломан” уже появились два стенда казахстанских авторов, которые пользуются большой популярностью. А некоторые книги уже пережили по 5–6 изданий, потому что их охотно покупают.
Пока у нас в Казахстане творческие люди разбегаются по своим квартирам. Художники не ходят на кинопремьеры, режиссеры – на открытия выставок, писатели не бывают ни там ни сям… Мы хотим свести представителей всех этих сфер. Они должны взаимодействовать и знать друг друга.
– Считаю, что Досым делает великое дело для нашего общего блага, – комментирует известный журналист, писатель и общественный деятель Вадим БОРЕЙКО. – Человек ценится не по тому, что он делает за деньги и для себя, а по тому, что делает бесплатно и для других!
Алматы